Форум » Аборигены » Монгольская овчарка-банхар реликтовая первопорода. » Ответить

Монгольская овчарка-банхар реликтовая первопорода.

монголка: [b]Человека всегда интересовал ответ на вопрос: какая порода собак была самая первая, где создавалась эта первая порода собак и какими качествами должна была обладать реликтовая первопорода? В этом небольшом исследовании мною была сделана попытка ответить на эти вопросы. Начнем со слова реликт – оставленный; вещь, явление или организм, сохранившиеся как пережиток от древних эпох; реликтовый – остаточный; реликтовые формы – животные и растительные виды, сохранившиеся от более древних эпох; Вопрос: какая порода собак нам осталась и дошла до нас с древних времен, какую породу собак можно называть реликтовой? С какого времени нам нужен остаточный период, от которого мы ожидаем первую породу собак? Возьмем за основу рубеж между 14 и 15 тысячелетием, - это было начало первых доместикаций – одомашнивания диких животных, как методом импритинга – приручения детенышей, так и методом насильственной изоляции с последующим подчинением и зависимостью жизни от древнего человека. Доместицировались как хищные, так и травоядные животные. Большое распространение одомашнивания получили копытные травоядные, а из хищных – волки, которые в силу их биологического развития уже до этого в какой-то степени охраняли и пасли этих травоядных, но для себя. В смысле, волки постоянно, как бы, пасли, сопровождая стада копытных, и охраняли от таких же хищных конкурентов, чтобы время от времени иметь возможность питаться этими травоядными. Древний человек, сумел поставить себе на службу эти биологические особенности хищников, в результате чего волки постепенно превращались в собак, которые стали пасти и охранять первых прирученных травоядных уже для человека, но не для себя. Были canis lupus – волки, стали canis familiaris – собаки. Долгое время в кинологической литературе собаководы склонялись к мысли, что тибетский дог, по-современному - тибетский мастиф, является пра-собакой мира, либо в силу недоступности Тибета для изучения собак, либо на основании того, что некоторые антропологи признавали за Тибетом центр зарождения человечества. Хотя некоторые ученые склонялись к мысли, что в мире существовало несколько таких центров. Мол, существовала некая подземная счастливая страна Шамбала, откуда на Землю пришли люди, и выходов на поверхность земли было несколько. Существует также гипотеза неземного происхождения человечества. Все эти версии и гипотезы имеют право на существование, но до сих пор ученые не пришли к единому мнению на этот счет. Среди собаководов никто никогда не занимался сколько-нибудь серьезным исследованием происхождения тибетского дога (мастифа). До сих пор бытовало мнение, что монгольская овчарка – это или производное от тибетского дога, или его разновидность, или его потомковая форма или же некая форма вырождения. Хотя можно было предположить и обратное. Что ж, попытаемся выстроить доказательную базу под все эти предположения. Происхождение МО-банхара я выстраивала системой доказательств на основе исследований: - археологические раскопки костных останков собак на территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии (Ц, В,Ю-В А); - петроглифы на территории (Ц, В,Ю-В А); - шамановедческие исследования народов (Ц, В,Ю-В А); - история народов (Ц, В,Ю-В А); - этнография народов (Ц, В,Ю-В А); - сравнительная характеристика морфофизиологических признаков всех подвидов азиатских волков и МО-банхара; - сравнительной характеристики всей фауны (Ц, В,Ю-В А); Вообще-то, я рассматривала фауну всего азиатского континента, но при этом обнаружила, что общие «континентальные» признаки имеются у аборигенных млекопитающих не на всей территории Азии. Рассмотрим континент с севера, – это территория России за Уральским хребтом от Северного Ледовитого Океана до Тихого океана; на западе – это Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Казахстан; на юге – это Монголия, Маньчжурия и Китай, включая северную часть Тибетского нагорья до Гималайского хребта, но не Юго-Западный Китай; на востоке – это Япония, Северная и Южная Корея; на юго-востоке – это Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Лаос, островная Азия, Малайзия, Индонезия; Главный общий признак аборигенных млекопитающих этих территорий – косо поставленные глаза и соответствующее этому строение черепа. В основном, также, там проживают люди монголоидной расы. Фауна материковой части Южной Азии за Гималайским хребтом – это Индия, Непал, Пакистан, Афганистан; и фауна Юго-Западной Азии – это Иран, Азербайджан, Грузия, Турция, Ирак, Сирия, Иордан, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман, Йемен - имеет кардинальные отличия в конструктивной части организма млекопитающих, главный общий признак которых – прямо поставленные глаза и соответствующее этому строение черепа.

Ответов - 28, стр: 1 2 All

volcodav: Ждем продолжения

tosh: монголка Галина, Судя по всему, предпринята попытка доказать, МО-банхар - порода реликтовая? А фотоматериалы будут показаны? Особенно интересуют: Главный общий признак аборигенных млекопитающих этих территорий – косо поставленные глаза и соответствующее этому строение черепа. У меня еще вопросики есть, но может подождать продолжения и в них не будет нужды? Ждемс.

монголка: Первобытная жизнь ставила перед древними людьми серьезную и неумолимую необходимость в создании помощника-собаки, которая бы превосходила любого хищника по всем характеристикам. Отбор и подбор был жесточайшим как сами условия существования, что в конечном итоге привело к качеству сродни совершенству. Такая порода собак была создана почти в центре азиатского континента на территории современной Монголии. В России она известна под названием «монгольская овчарка», в Монголии – «монгольский банхар». В данном случае исходным материалом для селекционирования были волки. К такому же выводу приводят некоторые последние научные исследования, включая генетические. В Шведском Королевском технологическом институте ученый-генетик Питер Саволяйнен исследовал митохондриальную ДНК более 500 пород собак со всего мира. Результатом стал ошеломляющий вывод, - все собаки произошли от волков, материалы показали исходником примерно 5 волчиц, территория – Восточная Азия. Сама наука Кинология (собаководство) базируется на таких фундаментальных науках как зоология, биология, генетика и ветеринария. Можно смело добавить в этот список экологию, историю и этнографию, в итоге – всю культурологию, потому что собаководство не могло существовать стерильно от культуры народов вообще. То есть, без цивилизованного и образованного общественного строя, в котором не было таких развитых наук, хотя бы на уровне того времени, было невозможным создание кинологии как таковой. Отсюда возникает версия о том, что на рубеже 14-15 тысячелетия, вернее всего, на территории Монголии, в части ее приближенной к центру азиатского континента, возможно, существовала потерянная ныне цивилизация, при которой была создана уникальная, невероятная и универсальная по своим качественным характеристикам, дошедшим через десятки тысячелетий до наших дней, первая порода собак – монгольская овчарка-банхар. Итак, начнем сравнивать тибетского мастифа и монгольскую овчарку. 1) У всех аборигенных млекопитающих Тибета есть общие признаки адаптивности к резкоконтинентальному, холодному и высокогорному климату. Возьмем, например, хоть диких, хоть домашних тибетских животных. Или породы собак тибетского происхождения: тибетский мастиф, тибетский терьер, лхасский апсо, японский хин, ши-тцу, пекинес. Все они большеголовые, большеглазые, с широко расставленными и прямо поставленными глазами, с опущенными наружными уголками слегка выпуклых глаз, широкоплечие, с короткой шеей, с объемным, хорошо выраженным загривком (холкой), с аномально расширенной (сердцевидной в разрезе) грудной клеткой, с укороченными конечностями. То есть, общая конфигурация всех млекопитающих Тибета сводится к форме шара. 2) Интересно то, что такие же большеглазые, с широко расставленными и прямо поставленными глазами, с опущенными наружными уголками слегка выпуклых глаз, аборигенные жители Тибета Хотя политически с некоторого времени Тибет принадлежит Китаю, но фактически он всегда был совершенно автономен, и даже по многим национальным традициям наиболее близок к народам, проживающим по ту (южную) сторону Гималаев, это Бангладеш, Непал, Индия, Пакистан, Афганистан. Коренные жители этих стран тоже большеглазые, с широко расставленными и прямо поставленными глазами, чаще с опущенными наружными уголками слегка выпуклых глаз. 3) Ни у одной породы собак степного или равнинного происхождения, а также тех пород, которые тоже имеют горное происхождение по классификации ФЦИ, нет такой аномально широкой, то есть «сердцевидной» в разрезе грудной клетки, свойственной всем собакам высокогорного Тибета, кроме монгольской овчарки. Хотя, казалось бы, могла быть по причине необходимости в скоростном движении, значит, развитых легких, например, у борзых. Но легкие борзых можно назвать скорее длинными, нежели широкими. 4) В разреженном горном воздухе не хватает кислорода, и чтобы возместить его, в крови увеличивается содержание эритроцитов – носителей кислорода, увеличивается объем легких, отчего происходит усиленное расширение грудной клетки. Необходимость достигать добычу заставляет собаку быстро передвигаться по горной местности, поэтому у нее так заметно аномальное расширение грудной клетки. Даже, чтобы достойно драться с хищниками, защищая охраняемый скот, а, тем более, побеждать, нужна очень хорошо развитая дыхательная система. Кроме того, короткая шея низкого постава обуславливает свободу дыхательному горлу, значит, наиболее короткий и прямой путь к легким. И что интересно, такое же устройство есть у монгольской овчарки. Возможно ли, на основании этого считать происхождение монголятки горным? Пока нет, маловато оснований. 5) Например, голова узкая, высокая и длинная (негроиды) нагревается медленнее, чем голова широкая и короткая, приближенная к форме шара (монголоиды), имеющего из всех тел одинакового объема, наименьшую поверхность, которая и отдавать тепло будет медленнее, чем любая другая форма. Меньшая поверхность - меньше атмосферное давление на единицу площади поверхности. Это адаптивное приспособление к атмосферному давлению в горах по сравнению с равнинным. Если на высокогорных аборигенных животных смотреть в анфас, то большая голова на короткой шее с выраженным загривком кажется втянутой в плечи и общая масса приближается к форме шара. У тибетских собак, например, укороченная широкая морда с нависшими надбровиями и широкой, скругленной формой черепа, тоже приближена к шару. Человек, когда начинает мерзнуть – втягивает голову в плечи, а все животные интуитивно стараются свернуться в клубочек. (продолжение следует)


монголка: 6) У всех животных Тибета центр тяжести находится в передней части туловища, примерно, на линии плечевого пояса. Этот «высокогорный» признак необходим для вертикального передвижения в горах, где механизм инертности задней части туловища работает по остаточному принципу. То есть, если животное прыгнуло круто наверх, то ему не надо делать дополнительных усилий для восстановления баланса равновесия, как если бы центр тяжести его туловища был посередине. Можно сказать, если наверх запрыгнула передняя часть туловища - основная по массе, то туда подтянулась задняя часть, - значит, переместилось все туловище. Также, если животное спрыгнуло круто вниз, то его вторая половина туловища (намного меньшая по массе) по инерции не собьет его первую половину, а просто подтянется к первой. 7) А у животных равнинной (степной) среды обитания для быстрого направленного движения центр тяжести нужен посередине для полного раскрытия рычагов конечностей в скоростном движении, и в прыжке. Например, когда на бегу у животного, в силу инерции, задние ноги выносятся далеко вперед за передние (карьер), то центр тяжести, находящийся в середине туловища, помогает ему удержать равновесие. 7) Конечно, в Монголии зимой холодно, но Великую Степь (Гоби) нельзя сравнить с леденящими ветрами высочайших гор Тибета, плюс нехватка кислорода и конденсатная сырость, из-за которых кажется холоднее, чем на самом деле. Тем не менее, при наличии, якобы, «высокогорной» грудной клетки, анализ крови монгольской овчарки (низкое содержание гемоглобина) показал равнинный (степной) признак среды происхождения. Стало быть, «высокогорную» грудную клетку можно считать адаптивным признаком происхождения относительно азиатского континента вообще, как и широкую черепную часть головы, и короткую шею низкого постава. Потому что Центральная, Восточная и Юго-Восточная Азия заметно приподнята над уровнем Мирового океана. 8) Именно по той же причине холодного малокислородного климата у всех млекопитающих Тибета имеется толстая, с хорошим жировым слоем, кожа, как дополнительная защита от холода и сырости, для сохранности тепла. А у монгольской овчарки кожа тонкая и эластичная, даже тоньше, чем у козы. Потому что сохранение тепла в организме монголятки состоялось за счет очень плотного подшерстка (пуха). 9) По ряду известных причин, в сравнении с параметрами тибетского дога, длина морды монгольской овчарки равна длине черепа, и не бывает короче расстояния от «стопа» до затылочного бугра, не такая тяжелая и объемная, как у тибетских мастифов. Глаза у монгольских овчарок поставлены косо, веки сухие, в отличие от сырых век и прямо поставленных, иногда с опущенными наружными уголками, больших круглых глаз тибетского дога. Также, у монгольской овчарки сухие, плотно прилегающие, и закрывающие нижнюю челюсть, губы, но не опускающиеся ниже нее. А тибетскому догу свойственно иметь объемные сырые, вислые губы (брыли). 10) У монгольской овчарки квадратный формат туловища, - признак аборигенности, в котором центр тяжести находится посередине всего корпуса, но не на плечевом поясе, как у тибетских мастифов. Ноги длиннее, более «беговые», потому что существует необходимость не по горам лазить, а поспевать за табуном по степи, да выбегивать вокруг отары, сопровождая, отслеживая и охраняя ее на перегонах. Таким образом, по сравнению с собаками высокогорного происхождения, монгольский банхар имеет более легкую структуру костяка. 11) Судя по изображениям тибетских собак в древних книгах о Тибете, в религиозной живописи, и у современных тибетских мастифов индекс высоконогости у них приближен к 50%, это меньше, чем у монгольских овчарок, имеющих эти параметры в размере 59-60 %. Возможно, и даже, скорее всего, низкие плюсны задних конечностей, – общий признак у этих пород, служит для большей устойчивости в боевых действиях. 12) Как и тибетские доги, монгольские овчарки – долгожители, их средний возраст жизни 16-18 лет. Нередки случаи, когда собаки доживают до 23-25 лет, причем, в рабочем состоянии. Например, в нашем генофондном питомнике «Монголдог» благополучно живет и здравствует кобель Баро 1991 года рождения, он прекрасно несет караульную службу, без проблем вяжется, дает великолепное полноценное потомство. 13) Тибетские доги (мастифы) имеют три классических окраса: черный, черно-подпалый и рыжий. Современное заводское разведение породило и другое разнообразие окрасов в результате генетических мутаций: голубой, золотистый, белый. Монгольские овчарки – банхары имеют два классических окраса: «черно-подпалый очкарик» и «черный очкарик», причем, окраса «черный очкарик» нет ни у одной другой породы собак в мире. Что мы имеем в результате сравнения двух пород собак, тибетского мастифа - ТМ и монгольской овчарки – банхара - МО? Сначала рассмотрим общие коренные признаки ТМ и МО.1. 1. Широкая черепная часть – общий коренной признак; 2. Формат корпуса в основном квадратный – общий коренной признак; 3. Сердцевидная грудная клетка – общий коренной признак; 4. Короткая шея низкого постава – общий коренной признак; Все эти общие коренные признаки следует считать адаптивными к географическому разрезу и климату Центральной и Восточной Азии в целом.. Затем рассмотрим разницу в коренных признаках. 1. Длина морды короче длины черепа – коренной признак ТМ; 2. Длина морды равна длине черепа – коренной признак у МО; (продолжение следует)

монголка: 3. Прямо поставленные глаза – коренной признак ТМ; 4. Косо поставленные глаза – коренной признак МО; 5. Обычные нормальные зрачки – коренной признак ТМ; 6. Очень маленькие зрачки – коренной признак МО; 7. Большие круглые слегка выпуклые глаза – коренной признак ТМ; 8. Небольшие узкие глаза – коренной признак МО; 9. Лишь слегка обозначенные «очки»вокруг глаз - остаточный признак от метизации с МО, - это коренной признак ТМ; 10. Четкие ярко-желтые сплошные «очки» вокруг глаз – коренной признак МО; 11. Нет способности менять свой цвет глаз на красный – коренной признак ТМ; 12. Есть способность менять свой цвет глаз на красный – коренной признак МО; 13. Челюсти могут раскрывать на 90-100 градусов – коренной признак ТМ; 14. Челюсти раскрываются на 170-180 градусов – коренной признак МО; 15. Высоконогость 50% – коренной признак ТМ; 16. Высоконогость 59-60% - коренной признак МО; 17. Грубый массивный тип сложения – коренной признак ТМ; 18. Крепкий тип сложения – коренной признак МО; 19. Толстая жирная кожа – коренной признак ТМ; 20. Тонкая эластичная кожа – коренной признак МО; 21. Центр тяжести по плечевому поясу – коренной признак ТМ; 22. Центр тяжести посередине корпуса – коренной признак МО; 23. Грубоватая фактура остевой шерсти и подшерстка с жиропотом – коренной признак ТМ; 24. Фактура шерсти «соболь» или «морской котик» без жиропота - коренной признак МО; 25. Наличие запаха псины и аллергенная шерсть – коренной признак ТМ; 26. Абсолютное отсутствие запаха шерсти и кожи и неаллергенная шерсть – коренной признак МО; Выводы: Вообще, только на первый взгляд эти две породы собак похожи, из-за черно-подпалого окраса и кажущейся одинаковой массивности в период оброслости. Так как первую известность в мировой кинологии получил тибетский мастиф, то создавалось впечатление, что он является предковой формой как монгольской, так и других мастифообразных пород собак. Условно было принято считать, что тибетский дог (мастиф) – это пра-собака мира. В первые годы своих исследований я выдвинула версию происхождения монгольской овчарки от тибетского дога (мастифа). Когда-то огромный и массивный тибетский дог похудел и полегчал, когда спустился с гор в монгольские степи, и ему пришлось много бегать, чтобы выжить. Потому что по всей Монголии я встречала черно-подпалых собак и с прямо поставленными глазами, и с косой постановкой глаз. Также, в одинаковой мере мне попадались черно-подпалые собаки с фактурой шерсти как у соболя, и грубой фактурой обычных собак. Хотя почему не предположить обратное, то есть происхождение тибетского дога (мастифа) от монгольской овчарки? Например, огромная, но стройная и легкая монгольская овчарка погрузнела и стала массивной, поднявшись проживать в горы, где у нее отпала необходимость много и быстро бегать. Версии, конечно, веселенькие простенькие и вполне удобоваримые. Но законы биологии и зоологии для того и существуют, что их никак не обойти и не объехать, как саму мать-логику. Рассмотрим все общие и различные коренные, а также второстепенные признаки этих, на первый взгляд, похожих пород собак. 1) Такие общие коренные признаки, как: а. широкая черепная часть головы; б. короткая шея низкого постава; в. Почти квадратный формат корпуса; г. сердцевидная грудная клетка; - говорят о том, что породы были созданы в одинаковых климатических условиях, это резко-континентальный климат и общая территория Центральной Азии; - о примитивном аборигенном происхождении; 2) Такие различные коренные признаки, как: А. большая или меньшая высоконогость; - если процент высоконогости больше 50, то это говорит о степном (равнинном) происхождении или обитании собаки, так как для скоростного направленного передвижения приспособлены более удлиненные конечности (это МО); - если процент высоконогости равен или меньше 50, то это говорит о горном происхождении или обитании собаки, так как для вертикального передвижения наиболее приспособлены укороченные конечности для устойчивости (это ТМ); Б. большая или меньшая массивность костяка; - массивность костяка, приспособленную к горному или равнинному происхождению и обитанию можно рассматривать только в комплексе с центром тяжести корпуса собаки, который в итоге и определяет возможности вертикального передвижения. Плюс высоконогость или нет. Следовательно, массивный грубый костяк с центром тяжести на уровне плечевого пояса и укороченные конечности (не более 50% (продолжение следует)

монголка: высоконогости) для вертикального передвижения,, - это адаптивные признаки горного происхождения собаки (это ТМ); - крепкий костяк с центром тяжести посередине туловища для скоростного направленного передвижения, удлиненными конечностями (59-60% высоконогости) – это адаптивные признаки степного или равнинного происхождения собаки (это МО); 3) Такие коренные признаки, как: а. длина морды равна длине черепной части головы; - говорит о наиболее близком происхождении от волка, у которого такие же пропорции (это МО); б. четкие ярко-желтые «очки» вокруг глаз; - это приспособление для отражения и рассеивания прямых солнечных лучей, дающее возможность глазам хорошо видеть при самых ярких направленных световых лучах; - о наиболее близком происхождении от волка, у которого такие же «очки» (это МО); в. Косо поставленные глаза; - согласно теории яркости света именно у млекопитающих Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии сформировался косой постав глаз (обиходное выражение – азиатские или монгольские глаза) и соответствующее ему строение черепа; - говорит о разных высотках обитания и происхождения; - именно этот кардинально другой коренной признак является определяющим в теории создания монгольской овчарки как породы собственной, с собственным очагом происхождения, без предковой формы другой породы собак. - говорит о наиболее близком происхождении от волка, у которого такой же постав глаз (это МО); г. центр тяжести посередине корпуса; - такое анатомическое приспособление дает возможность полного раскрытия рычагов конечностей на скорости передвижения (бег карьером); - говорит о степном (равнинном) происхождении собаки; - о наиболее близком происхождении от волка, у которого центр тяжести анатомически аналогичен монгольской овчарке (это МО); д. очень маленькие зрачки глаз; - говорят о способности глазного зрачка наиболее полно фокусировать зрение, как на дальнее, так и на близкое расстояние; - также о способности зрачка защищать глазное дно от ярких солнечных лучей; - о наиболее близком происхождении от волка, у которого такие же очень маленькие зрачки и способности зрения (это МО); е. пасть раскрывается на 170-180 градусов; - именно такое анатомическое строение для полного раскрытия челюстей имеют все хищные млекопитающие; - такой же челюстной замок с возможностью захвата добычи на коренные зубы имеет волк и все хищные млекопитающие; - это говорит о наиболее близком происхождении от волка (это МО); ж. тонкая эластичная кожа без жира; - такая кожа годится для сухого резко-континентального климата гобийской части Монголии, где тепловая от холода, и противотепловая от пыльной жары Гоби защита создавалась из подшерстка, тоже всегда сухого, объемного, плотного и обезжиренного, как сама кожа; - такая же тонкая эластичная кожа имеется у волка, тепловая защита которой рассчитана на подшерсток. Это говорит о наиболее близком происхождении от волка (это МО); Примечание: В последние годы к нам в Бурятию из Китая завозились шубы из собачьих шкур. Одновременно с ними иногда завозились шубы из шкуры степного волка. Так вот, волчьи шубы весили практически в два, два с половиной раза легче собачьих, и носились они в три срока дольше собачьих. В Китае на собачьих фермах для мяса и шкур выращивают обыкновенных беспородных собак, предпочтение оказывают крупным особям с однообразным окрасом, близким к волчьему. з. прямо поставленные глаза; - все собаки тибетского происхождения имеют именно прямой постав глаз и овальную форму глаз, где наружные кончики глаз по горизонту наравне или чуть ниже внутренних, (еврейские глаза); - вероятно, именно тибетские высотки формировали общее строение и отдельные его части (голова, глаза, морда), приближенные к форме шара (это ТМ); длина морды короче длины черепа; - эти пропорции в строении головы приближают ее конструкцию к форме шара, что тоже свойственно всем горным животным (это ТМ); и. центр тяжести находится на линии плечевого пояса; - такое анатомическое приспособление необходимо для вертикального передвижения в горах; (продолжение следует)

монголка: и. центр тяжести находится на линии плечевого пояса; - такое анатомическое приспособление необходимо для вертикального передвижения в горах; - говорит о горном происхождении собаки; - конструктивную способность организма приближаться к форме шара (это ТМ); к. толстая кожа с хорошим жировым слоем; - такая кожа свойственна всем горным животным. Служит для сохранности тепла и дополнительной защитой от холода в сырой (конденсат, туманы, облака) и малокислородной среде обитания, в которой всегда холоднее, чем на самом деле; - если тепловую защиту горного животного в такой среде обеспечить только сухим подшерстком без жиропота, то он просто загниет от влажности и не даст возможности сохранять тепло, да и просто существовать; - это дополнительное устройство для приближения общей массы к форме шара (это ТМ); л. прямо поставленные глаза; - все собаки тибетского происхождения имеют именно прямой постав глаз и овальную форму глаз, где наружные кончики глаз по горизонту наравне или чуть ниже внутренних, (еврейские глаза); - вероятно, именно тибетские высотки формировали общее строение и отдельные его части, приближенные к форме шара (это ТМ); Аналитический материал двух пород собак, тибетского мастифа и монгольского банхара дает право на такие выводы: 1. - это две совершенно самостоятельные породы; 2. - ни одна из них не является ни предковой, ни потомковой формой по отношению к другой; Рассмотрим сходства волка и монголятки: 1. Волк и монголятка - животные с высоко развитой психикой; 2. Волк и монголятка обладают наиболее сильно развитым мозгом; 3. Волк и монголятка – имеют стайный интеллект; 4. Волк и монголятка имеют сильные коммуникационные способности, с помощью которых великолепно координируют свои действия в изменчивой обстановке. 5. Волк и монголятка имеют способность быстро ориентироваться в любой ситуации, большое разнообразие приемов охоты, хорошую память, - все это свидетельствует о высокой степени рассудочной деятельности; 6. Волк и монголятка могут составлять пару на несколько лет или на всю жизнь и совместно воспитывают молодняк; 7. Волк и монголятка всеядны; 8. Волк и монголятка имеют одинаковый постав глаз, строение глаз, очень маленький зрачок и одинаковую способность зрения, как на дальнее, так и на очень близкое расстояние. 9. Волк и монголятка имеют ярко-желтые «очки» вокруг глаз. 10. Волк и монголятка имеют одинаковое строение челюсти с раскрытием пасти на 170-180 градусов. 11. Волк и монголятки имеют одинаковый набор зубов, строение зубов, и возрастной прикус. 12. Волк и монголятка имеют одинаковые пропорции длины морды к длине черепа. 13. Волк и монголятка имеют одинаково расположенный центр тяжести – посередине корпуса. 14. Волк и монголятка бегают одинаковой стелющейся рысью (волчья рысь след в след), размашистым галопом и карьером. 15. Волк и монголятка на скорости передвигаются по одной линии; 16. Волк и монголятка имеют одинаковый спрямленный угол скакательного сустава. 17. Волк и монголятка имеют одинаковый постав шеи в 30 градусов. 18. Волк и монголятка имеют одинаковую тонкую эластичную кожу. 19. Самки волков и монголяток имеют одинаковый период и время пустовок (течки), щенятся только раз в году, только зимой в самый лютые морозы. 20. Самки волков и монголяток имеют способность набирать массу почти вдвое перед пустовкой (течкой), - делать питательный запас для будущих щенков. 21. Самки волков и монголяток имеют способность регулировать собственную пустовку (течку) при выборе самца. 22. Самцы волков и монголяток уступают пищу повязанной им самке, несмотря ни на какой собственный голод. 23. Волк и монголятки срыгивают пищу в присутствии щенков.

монголка: 24. Волк и монголятка легко адаптируются в любых климатических условиях и географических широтах. 25. Волк и монголятка свободно могут жить в дикой природе. Кажется, пока на этом сходство волка и монголятки закончилось. Рассмотрим различия волка и монголятки: 1. Волк имеет желтый цвет глаз, монголятка – коричневый. 2. Волк имеет зеленое отражение глаз, монголятка – красное. 3. Волк имеет грудную клетку в сечении овальной формы, монголятка – сердцевидной формы. 4. Волк имеет неглубокую грудную клетку, монголятка – глубокую. 5. Волк имеет сильный специфический запах. Монголятка не имеет запаха вообще, не пахнет ни шерсть, ни кожа. 6. Волк имеет аллергенную для человека шерсть, монголятка – не аллергенную. 7. Волк имеет удлиненный формат корпуса, монголятка – почти квадратный. 8. Волк опасается огня и красный цвет, монголятка – не боится вообще. 9. Волчица бросает свое потомство при опасности, монголятка – защищает. 10. Волк имеет резкий специфический запах, монголятка не имеет запаха вообще. 11. Волк имеет хвост средней пушистости, монголятка – сверхпушистый хвост «мохнатое гнездо». 12. Волк не имеет «штанов» на задней части бедер, монголятка имеет очень пышные «штаны». 13. Волк не имеет на конце хвоста отличий, монголятка – имеет «бунчук». Это пучок из 100-200 белых грубых волос толще остевого на самом кончике хвоста, который длиннее ости в 2 раза. Целесообразность этого пучка заключается в осуществлении стока влаги, дождевой, от талого снега или конденсата, - и когда хвост закинут на спину пушистым колечком, и когда хвост опущен. Почему у всех млекопитающих на задней части туловища самый густой шерстяной покров и самый большой жировой слой? Потому что в любую непогоду животные становились «спиной», то есть, задней частью туловища к ветру, ливню, буре и снегопаду. Поэтому в организме наработалась такая своеобразная тепловая защита, некий «климат-барьер». Если у волка не было жизненной необходимости круглогодично и круглосуточно мокнуть под дождем и снегом, то у монголятки это была жизненная необходимость пастбищной работы, - оттуда приобретенные морфофизиологические свойства организма. Подведем итоги. По психотипу у волка не сохранились некоторые древние инстинкты закона сохранения собственного рода, следовательно, у монголятки интеллект выше, возможно, ей помог сохранить эти древние инстинкты человек. Красный цвет глаз у монголят является дополнительным средством отпугивания и устрашения волка и любого хищника, для которого этот цвет неприемлем и звучит сигналом особой опасности и устрашения. Далее по психотипу. Волк – только хищник, он убивает, чтобы выжить. Ему чужды такие понятия, как «защита царя и отечества», волчица предпочитает бросать своих щенят, спасая свою шкуру при опасности, чего никогда и ни при каких обстоятельствах не сделает монголятка. Волк нападает на отару ради добычи, а монголятка защищает эту отару ради преданности хозяину, и, несмотря на хорошо сохранившиеся хищнические инстинкты, или самый страшный голод, ни при каких обстоятельствах не убивает домашнюю живность. Волк имеет овальную (круглую) и неглубокую грудную клетку, что значительно меньше сердцевидной и глубокой грудной клетки у монголятки. Этот фактор анатомического строения дает большие преимущества в дыхании, как для беговых, так и для боевых возможностей монголятки. Волк имеет немного удлиненный формат корпуса, который, в какой-то степени, имеет меньшие мобильные и боевые возможности против монолитного квадратного формата, как мощного убойного агрегата, корпуса монголятки. Можно вспомнить собачьи бои в Среднеазиатских республиках. Как правило, там все боевые собаки, имеют квадратный формат. С удлиненным форматом в боях поясница «переламывается». Резкий специфический запах волка выдает его задолго до его приближения, например, к добыче, и охотится волк всегда с подветренной стороны. Полное отсутствие запаха монголятки дает ей возможность охотиться с любой стороны и приближаться к добыче на максимально близкое расстояние. Именно это преимущество дает моноголятке возможность свободно жить и добывать себе пропитание охотой в дикой природе.

монголка: И последний штрих в этой картине превращения волка в монголятку, - это размеры. Все петроглифы ЦА, все легенды, шаманские призывания, устное народное творчество, исторические свидетельства, а также свидетельства современников, заставших таких огромных животных, указывают на то, что монгольские собаки имели громадные размеры, и были ростом с быка или лошадь. Петроглифы с изображением собак монгольского типа ростом с людей, быков и лошадей, находятся на нынешней территории Монголии, и в Иркутской области. В пещерах Афонтовой горы Красноярского края (мезолит, 20 тыс.лет назад), в Усть-Хайте Иркутской области (мезолит, 8,3 тыс.лет назад), Иволгинском городище в Бурятии (2 тыс.лет назад) найдены костные останки собак, основная структура строения черепа которого совпадает по многим позициям со строением черепа современной монголятки. Это не был период развития пастушьего скотоводства, поэтому невозможно представить, что у тибетских мастифов возникла необходимость, спустившись с Гималаев, за несколько тысяч километров притопать на берега Енисея и Байкала. Ради чего животному, морфофизиологически приспособленному для жизни в высотках до 7-9 тысяч метров над уровнем моря, спускаться жить к самому уровню моря? Могло ли вообще такое животное выжить, даже опустившись на 2-3-5 тысяч метров, то есть, не доходя до Байкала, хотя бы где-то посередине Монголии? Ведь у млекопитающих, живущих на такой высоте состав крови значительно отличается от таких же животных степного равнинного обитания. Возможно, именно поэтому погибало потомство от очень крупных мастифов, вывезенных современниками с больших высот Тибета. Хотя у меня есть подозрение, что это были глубоко инбредные метизированные и потому очень крупные особи, в результате чего нередко возникает стерильность наследственности, плохое здоровье и укороченный срок жизни. Читатель может возразить, а вдруг это были те единичные случаи, когда тибетские собаки, спустившись с больших высоток, все-таки, дошли до Сибири, пусть потомство гибло, но сами они хоть маленько прожили, и волею случая попали в ритуальные захоронения, а древний художник решил запечатлеть их на петроглифах, так сказать, на память, на долгую и на добрую. А? Но в том сущность, важность и уверенность в не случайности совпадений, что языческие и шаманские ритуалы формировались очень длительное время, иногда столетия. В этих ритуалах накапливались только периодически повторяющиеся познания сути природных явлений, которые также периодически утверждались как приметы, придавая значимость каждому ритуалу в создании своего материального будущего посредством духовных действий. Попросту, всякие случайности в языческих и шаманских ритуалах исключены. Значит, можно говорить о том, что собаки, назовем их монгольского типа, изображенные на петроглифах в охотничьих и шаманских сценках, найденные археологами в ритуальных захоронениях Сибири, были постоянными жителями этих мест, плодились и размножались под руководством и наблюдениями древнего человека. Вместе с древними людьми первые собаки охотились и помогали добывать пропитание им и себе, охраняли и защищали тогдашние жилища и стоянки от врагов и диких хищников, помогали людям пасти и охранять одомашненный скот, становились самыми преданными и лучшими друзьями настолько, что умирали от тоски вслед за ушедшим из жизни хозяином. В монгольском языке этимология слова собака - «нохой» говорит о происхождении от слова «нохор», то есть, первый товарищ, близкий лучший друг. Не в этом ли кроется первопричина жертвоприношения собаки вслед за умершим хозяином? Мол, все-равно она умрет от тоски, мол, надо ей помочь догнать хозяина на пути в другой мир, в котором собака снова будет ему первым товарищем, лучшим другом и защитником? О тибетских догах (мастифах) также, как и о монгольских банхарах, есть множество легенд, сообщающих нам о прекрасных охотничьих и невероятных боевых качествах. НО. Ни разу, ни один из современных «тибетцев», гордо шествующих по кинологическим рингам Америки, Европы и Азии не подтвердил свои легендарные боевые способности. Ну не могут так быстро растерять все служебные способности собаки древней породы, если они были заложены в генетике. А куда же подевалась устойчивая наследственность, в состав которой входят пользовательные качества породы, тем более, речь идет о древней породе собак? Например, такая древняя порода собак – охотничьи лайки, - так те и в городе ухитряются охотиться на мышей, крыс и кошек, - охотничья натура требует свою реализацию! - Устойчивая наследственность пользовательных качеств породы. Или ньюфаундленд, - в любом водоеме он испытывает потребность спасать людей из воды, даже когда его об этом не просят! - Устойчивая наследственность пользовательных качеств породы. НО. Монгольские банхары, до сих пор, несмотря на ликвидационную кампанию, из-за которой в Монголии прекратилась работа с породой, и в результате произошло массовое вырождение по размерам, и по чистоте породы, маленькие монголятки, ставшие ростом меньше любого волка, - по-прежнему без страха и упрека идут на волка, на рысь, на кабана – и побеждают; - по-прежнему элементарно охотятся на любого зверя от сурка и белки до медведя и лося;

монголка: по-прежнему без всякого обучения умеют управлять скотом и защищают отару; - по-прежнему с любого положения и в любом месте они выполняют функции телохранителя для хозяйских детей уже с 5-6 месяцев; - по-прежнему у монголят есть внутри организма «навигатор», позволяющий взрослым собакам, проданным в другие страны за тысячи километров, находить дорогу и возвращаться домой сквозь любые границы; - по-прежнему свободно могут жить в дикой природе и без помощи человека добывать себе пропитание. - по-прежнему о немыслимой преданности хозяину поют и слагают легенды; Возникает сомнение: а не чужую ли славу присвоили себе тибетские мастифы из-за внешней похожести на первый взгляд с монгольскими овчарками? Сохранившиеся до наших дней свидетельства путешественников, давших описание и тибетских мастифов, и монгольских овчарок сходятся в подтверждении громадных размеров собак. Быть может, в древние времена вместе с кочевниками, сопровождая и охраняя скот, в Тибет попадали те огромные монгольские банхары, которые методом народной селекции (почти по Дарвину) были великолепно приспособлены и пастушить, и охранять, и охотиться на любого зверя!? Быть может, кочуя вместе с отарами по Великой Степи, монгольские банхары свободно метизировались с тибетскими собаками, также кочевавшими со своими отарами, а потом эти метисы возвращались на Тибет уже в новом боевом качестве и создавали о себе славу на века? Я очень склонна так думать, потому что любая метизация двух пород дает эффект гетерозиса, т.е. резкое увеличение массы тела. Эта закономерность селекционирования широко используется в животноводстве и птицеводстве. Причем, эта метизация давала преимущество психотипа в пользу породы, старшей по происхождению. Значит, именно боевые способности монгольских банхаров получали эти метисы, возвратившиеся на Тибет и «ставшие» очень крупными тибетскими догами. . Быть может, все-таки, это о монгольских банхарах создавались легенды об исключительном уме и невероятных боевых способностях? Но так как встречены и увидены эти роскошные псы были на Тибете, то путешественники, не имеющие базовых знаний в собаководстве, обозначили их как тибетских догов (мастифов)? НО. Чего только не делали заводчики тибетских мастифов, пытаясь увеличить размеры и массу по легендарной памяти, но до сих пор их рост держится в среднем от 65 до 75 см в холке. Вернее всего, тибетцы были типичными пастушье-сторожевыми собаками, но при этом не охотничьими. Потому что именно охотничьи качества, не в отдельности, а вкупе с пастушье-сторожевыми, составляют свойство активно-боевых возможностей. В древние времена невозможно было охотиться в чистом виде без встречи конкурентов-хищников, не победив которых, собака сама могла стать объектом охоты. Зато всего лишь четырехлетняя работа с маленькими аборигенными монголятами ростом от 54см и массой в 20-25 кг дала результаты в пользу увеличения роста до 85см и восстановления массы до 65 кг. Для этого использовалась нормальная классическая селекция, никакого кроссбреда, никакого инбреда. Значит, происходит реабилитация фенотипа за счет генотипа на клеточном уровне, значит, восстановление легендарных размеров МО – вопрос времени. Попробуйте оставить в диком лесу тибетского мастифа, - что с ним будет и сколько он продержится? Сможет ли он добывать себе пропитание? Сможет ли он противостоять диким хищникам? Сможет ли прожить в дикой природе всю оставшуюся жизнь? – Вряд ли. Здесь я могу ответить однозначно – МОНГОЛЯТКА СМОЖЕТ. Монголятка сможет противостоять диким хищникам, сможет добывать себе пропитание охотой, и сможет прожить в лесу всю жизнь, если понадобится. В Монголии в последнее время расплодились целые стаи одичавших монгольских банхаров, которые великолепно приспособлены к жизни без человека. Они, как волки, сами добывают себе пропитание, сами решают свои территориальные проблемы проживания и охоты. В бытность свою проживания на Севере, я то же самое наблюдала с одичавшими северными лайками. Эти две древнейшие породы собак, у которых очень много общего в морфофизиологии с их предком волком, и они без проблем адаптируются в дикой природе. Версий о том, как древний человек приручал хищников и заставил их служить себе, до сих пор много и все они имеют право на существование. В случае с монгольской овчаркой – банхаром, одно остается несомненным, это то, что, приручая волков, сначала методом импритинга, затем подбирая и отбирая себе на службу подходящих особей, древние люди сумели повернуть их хищную сущность против самих волков и других хищников, превратив в великолепную пользовательную универсальную породу собаки – монгольскую овчарку - банхара, преданную человеку душой и телом до самой смерти. В монгольском языке слово нохой – собака имеет 142 значения, в которых есть понятия о кинологии (собаководстве) и всем соответствующим этой науке значениям. Этому нет аналогов ни в

монголка: одном языке народов мира, и, таким образом, язык монгольского народа сохранил память о том, что когда-то в древности у него была величайшая культура собаководства, равной которой до сих пор нет ни у какого народа в мире. Создание какой-либо породы собак становится возможным лишь при развитой культуре кинологии (собаководства). По сохранившимся свидетельствам Марко Поло, который в своей книге подробно пишет о том, что в средние века монголы устраивали на диких зверей облавы по несколько раз в году, в которых участвовали от 5 до10 тысяч собак (!!!): «…Есть у великого хана два князя, родные братья, один зовется Баян, а другой – Минган. Называют их cunici (канючи) - «смотрители собак-меделянок», у каждого под началом десять тысяч человек. Одни десять тысяч человек одеты одинаково в красный цвет, другие – в голубой, и завсегда одеваются так, когда идут на охоту с великим ханом. У каждого из двух тысяч из этих десяти тысяч под присмотром по одной, по две или более собак – мордашек; всех их, значит, много. Когда великий хан едет на охоту, по одну его сторону едет один брат со своими десятью тысячами ловчих и пятью тысячами собак, а по другую – другой со своими десятью тысячами и со своими собаками. Идут вплотную, один за другим, растянутся на целый день пути и всякого зверя излавливают. Любо посмотреть и на охоту, и на собак, и на охотников; заглядишься, скажу вам, на великого хана, когда он и князья кругом его скачут с кречетами по равнине, а собаки, смотришь, гонят с той и с другой стороны медведей, оленей и всяких зверей…». Насчет собак-меделянок сложно однозначно утверждать, были это меделяны или переводчик, исходя из собственных запасов знаний о собаках, сделал такие выводы, дав именно такой перевод. В тот период, в Европе содержание меделянок было прерогативой богатых и знатных людей. Исходя из сохранившихся изображений, а также описаний этой крупной исчезнувшей породы, можно сделать вывод, что меделянам было совершенно несвойственно гонять по горам и долам вслед за лошадьми неделями или месяцами пути в поисках добычи, и для загона оной под убой. Потому что физиологически, очень крупная массивная грубая сырая порода собак меделянок была приспособлена и предназначена для задержания и боев с крупными животными, но не для длительных загонов. К тому же у них не было стайного интеллекта, так необходимого для облавных охот. Этот панорамный рассказ еще раз подтверждает наличие превосходного стайного интеллекта, сильные коммуникационные способности в изменчивой обстановке, прекрасную управляемость у монгольских собак, и богато развитую традицию собаководства у монголов. Но, это также говорит о том, что в облавных охотах участвовали хорошо обученные собаки, их было кому учить и управлять ими на охоте, потому что это была традиционная народная национальная охота. Значит, высочайшая культура собаководства уже была до появления Чингисхана. Это не пустые громкие слова о высоте их положения. И не желание любой ценой выделиться из толпы собаководов всех времен и народов. Это, действительно, величайшее сакральное наследие предков, которое оставил нам Бог. Это возможно доказать в сравнении. Опытные собачьи дрессировщики знают, что не просто заставить двух собак работать синхронно. Более-менее это получается у служебных пород (немецкие, восточно-европейские) на ровном месте и при одинаковой задаче для двоих животных. Но стоит только поставить этих, наработанных синхронно собак, в изменчивую обстановку, как сразу у них сбивается синхронность, собаки теряют ориентиры и путаются в последовательности выполнения поставленной перед ними задачи, потому что методика дрессуры у этих пород основана на выработке условных рефлексов. Если немецкой или восточно-европейской овчарке приказывать сто раз подряд принести апортировку, то они сто раз подряд выполнят этот приказ. Но если также приказывать это монголятке, то на второй приказ монгольская овчарка сильно удивится, мол, я же принесла апорт, и вряд ли снова принесет, если ее не убедят в необходимости повтора, потому что монголятка обучается на смысловом значении команд в силу своего мощного интеллекта. В древних облавных охотах синхронность выполнялась ТЫСЯЧАМИ натасканных монгольских банхаров, которые просто физически не смогли бы это сделать без врожденного развитого стайного интеллекта и коммуникациооных способностей, доставшихся им в наследство от волков и закрепленного при создании породы. Эта синхронная работа монгольских овчарок выполнялась же не на аэродроме или выровненном поле для гольфа! Облавные охоты устраивались по пересеченной местности, в любую погоду, в любое время дня и ночи, иногда недели или месяцы. В этом плане еще раз подтверждается наличие методик управления этими тысячами умнейших собак, - немыслимым по сегодняшему времени количеством. Как следствие – наличие великой культура собаководства. Кстати, отличительным знаком царского происхождения Чингисхана был некий штандарт на пике из бунчуков белых кобылиц, который носили за ним его особо приближенные военачальники. Белый бунчук всегда считался отличительным знаком-прерогативой царского происхождения. Не в этом ли белом бунчуке кроется особое отличие древнейшей породы собак на Земле? Кто? Где? Когда? Какой народ из исчезнувших или ныне здравствующих имел такую культуру? В языке какого народа сохранилось 142 значения слова собака? В языке какого народа сохранилось все смысловое понятие о собаководстве? Отвечаю – никто, нигде, никогда, никакой народ, кроме монгольского не имел такой величайшей культуры собаководства.

монголка: Издание государственных законов Монголии, защищающих этих собак по праву собственности, не имеет аналогов ни в одной стране мира во все времена. И этот факт мог создаваться не на голом месте. Этому должны быть предпосылки в виде культуры собаководства, настолько развитой, чтобы войти в государственные законы. Возьмем, к примеру гениальное военное устройство армии Чингисхана, а также, разработанные его гением, стратегия и тактика военных действий. Со времен его завоеваний во всем мире все военные армии устроены по принципу чингисхановской. И, несмотря на то, что современные солдаты пересели с лошадей на танки с Интернетом и сверхзвуковые невидимые истребители, принцип военной стратегии и тактики остался чингисхановский. Далее. Именно Чингисханом была создана гениальная по тем временам и до сего дня коммуникационная система сообщений и оповещений, столь необходимая для его армии и владений, раскинувшихся на 4/5 территории всего мира. Это ПОЧТА, которая для современного человека кажется совсем ни гениальной, а простой и естественной, потому что мы привыкли к ней, не задумываемся и не замечаем ее, как само собой разумеющуюся вещь. Далее. Именно Чингисханом была создана гениальная система администрирования завоеванных им колоний, которые собирали дань, обходясь минимальным количеством сборщиков, без поддержки больших воинских сил, которые находились за тысячи километров от данников. Хотя до Чингисхана во всем мире завоеванные колонии держались на усиленном военном режиме и совсем недолго, просто потому, что содержание войска сжирало количество дани, и чтобы получить весомую разницу для выплаты правительству завоевателей, приходилось увеличивать сборы. Естественно, это приводило к усилению гнета подданных, в результате которого угнетенные сбрасывали завоевателей со своих плеч, и это замкнутый круг. Зато провидческая мудрость монгольского Гения, даже после его смерти помогла продержаться чингисхановским колониям 300 лет. Но мне думается, и такое мировое явление, как Чингисхан с его сверхмасштабной деятельностью, не могло возникнуть на пустом месте. Только лишь кочевой уклад жизни его современников не мог являться достаточными предпосылками для появления Гения. Также, только лишь при кочевом образе жизни не могло возникнуть собаководство и создать такую невероятную породу собак – монгольского банхара, сумевшего сохранить и пронести свой геном сквозь тысячелетия до наших дней. Быть может, было создано много пород, но сохранилась только эта, - лучшая из лучших, оставленная нам в наследство от гениальных создателей, потому что трудно переоценить многотысячелетнюю проверку на прочность. Итак, монгольская овчарка – банхар является самой древнейшей породой собак на Земле, - реликтовой первопородой; Все-таки, я склонна верить, что была цивилизация, возможно, потерянная во времени, возможно, уничтоженная людскими войнами. Нам остается пока лишь строить версии и гипотезы о земном или неземном происхождении этой цивилизации. Как знать, вдруг откроется она однажды искателям, как потерянная цивилизация инков, но потом возникшая из небытия. Галина Яворская, Нач.питомника «Монголдог», Нач. КЛС «Азия». (3012) 48-37-50, 629-388, mongoldog1@mail.ru http:// Mongoldog.ru

volcodav: Очень интересно и познавательно. Кстати, что Вы можете сказать по поводу этой статьи? http://volcodav.borda.ru/?1-1-0-00000187-000-0-0-1221039729

tosh: монголка Галина, так и хочется сказать по прочтении: Да здравствует, самая совершенная и наидревнейшая, Монгольская Овчарка!

Олегович: Аналитический материал двух пород собак, тибетского мастифа и монгольского банхара дает право на такие выводы: 1. - это две совершенно самостоятельные породы; 2. - ни одна из них не является ни предковой, ни потомковой формой по отношению к другой; Это - единственное слабое место в этой титанической, серьезной работе. Родственность тибетского дога (мастифа), банхара, лаек севернее Монголии - напрашивается. Банхар занимает промежуточное положение между этими крайними типами. Возможно он является исходником для обоих. Это мое частное мнение... У Вас талант, и редкая в наше время, одержимость любимым делом.

монголка: volcodav пишет: Кстати, что Вы можете сказать по поводу этой статьи? Кажется год или чуть больше назад я уже высказала свое мнение по этой статье, но не на вашем сайте. Если вам интересно, то я поищу свой ответ и дам его здесь.

монголка: tosh , большое спасибо! По поводу черепушек. У меня сложность со скоростью доступа в Интеренет, - всего 16, 8 к/сек, поэтому для меня надо громадное время потратить на подачу иллюстраций к моим наработкам на форум, а мое время стало катастрофически укорачиваться, ну ни на что не хватает, ей-богу. В принципе эти материалы есть в любой институтской билиотеке, кое-что можно в сети нарыть. Не серчайте на меня, пожалуйста.

монголка: Олегович, большое спасибо за комплимент.

Олегович: Галина! - мое восхищение!

Олегович: Особенно уважаю что статьи не цитируете . а пишите сами.



полная версия страницы