Форум » Аборигены » Сакральная значимость собаки в культуре народов Азии. » Ответить

Сакральная значимость собаки в культуре народов Азии.

Гал.Ник.Яв.: В древнем Египте, когда от нестерпимой жары наступала засуха, как по волшебству приходила большая вода, разлив Нила. Обычно наводнение приходилось на 19-е число 7-го месяца. Это время, когда на рассвете, перед восходом солнца на оранжевом небосклоне вместе с последними лучами появлялась звезда Софис (егип.) – Сириус (греч.) - Хохдэй мэргэн (монг). Для населения Египта это означало наступление Нового года и начало празднования разлива Нила. Появление звезды Хохдэй мэргэн и ее связь с наводнением, случавшееся ровно через 365 дней в течение многих веков, как неизменное явление, послужило толчком к созданию Юлианского календаря – основы современного летоисчисления. Период сияния на небосклоне Собачьей звезды Хохдэй мэргэн, - это 7, 8 и начало 9-го месяца, - древние римляне называли «собачьими днями» (Britannica, 2002). Соседство самой яркой звезды увеличивает силу лучей Солнца, доводя до max. На Западе звезду Хохдэй мэргэн называют Сириус (греч.), в значении «сияющая, блистающая». Российский ученый Щеглов ставит Сириус от арабского «сирай» - сияющая, или же «аль-шира» - открытая дверь, дождливый сезон (Щеглов, 1984.84.). На латинском языке Собачья звезда – Canis maioris, в значении «созвездие Великой собаки» и альфа звезда, которую монголы называют «созвездие Небесного волка». Его данные: спектр А1, магнитуда 1,5; диаметр в два раза больше солнечного, по сиянию – в 23 раза, находится на расстоянии 8,8 световых лет, - поэтому альфа звезда созвездия Небесного волка является самой яркой звездой. Собачья звезда Хохдэй мэргэн в культуре народов древнего Египта, Греции и Рима связана с жарким сезоном и разливом Нила. А монголы наоборот считают ее звездой Холода, стужи. Причина в том, что родина кочевников находится в северных широтах земного шара и находится в противоположной стороне от родины людей вышеназванных стран. Самые длинные ночи в 12-ом и 1-ом месяцах совпадают с самыми большими холодами, и «собачьими (волчьими) свадьбами». Не случайно звезда Хохдэй мэргэн находится в созвездии Небесного волка. В этот период, несмотря на ужасный зимний холод, волки собираются многими десятками и ночное небо почти непрестанно озвучивается воем самцов. По времени он совпадает с сиянием «морозных» звезд как «маралы», «обезьяна», «Хохдэй мэргэн». Выше названные «морозные звезды» появляются осенью, исчезают весной, лучше всего видны в зимние месяцы. Время года делит на теплые и холодные сезоны. Плеяды (обезьяны) появляются в середине 9 месяца, а за ним, будто сопровождая их, друг за другом появляются «3 марала» - Хохдэй мэргэн – Сириус, определяя ночное время. Это знак того, что оканчивается сезон тепла и Плеяды подают знак, примету, что начинается сезон Холода, поскольку они «звезды холода». (С.Дулам, 1989) Монголы считают эти бесчисленные звезды людьми, жившими на Земле в стародавние времена и потом поднявшиеся жить наверх в Небо. Потому эти мифические герои, совершавшие некие опасные или великие дела, и на Небе продолжают делать их. Во всех монгольских легендах Хохдэй мэргэн является небесным стрелком, хозяином молнии, и в конечном итоге – главным богатырем космического масштаба. Не случайно на ночном небосклоне после появления «3-х маралов» и «головы косули» (Беллятрикс), преследуя их, почти через 2 часа появляется Хохдэй мэргэн с собаками Асар и Басар. Со времени появления этой легенды – бронзового века – эта охота не окончилась, она продолжается и в наше время. Как наши предки кочевники своим легендарным героям придали звездный облик? При ознакомлении с небесной мифологией Запада видно, что контуры своих космических героев составлены из большого количества близ находящихся звезд, поэтому занимают в небесной сфере немалое пространство. Напротив, наши кочевые предки при составлении контура своих героев выбирают в большинстве случаев одну звезду, оживляя ее, или очеловечивая, что составляет особое отличие. В древности у монголов собака и волк являлись синонимами. Поскольку волк считается существом великим и монгольским предком, то было принято не называть его прямо (даже табу) – «волк», нужно говорить иносказательно: - Тэнгэрийн нохой – Небесная собака; - Хангайн эзэн – Хозяин земли (обитаемой – хангайн); - Зэрлиг нохой, хээрын нохой – дикая собака и т.д. Раньше люди старшего поколения соблюдали этот запрет, а сейчас забыли…

Ответов - 118, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Gloria: Эта картинка кажется в тему Американские ученые считают что "Практически все современные чистокровные породы, как считают ученые, развились буквально из одной стаи волков в Азии около 15 тысяч лет назад. " Как вы к этому относитесь? Возможно легенды и говорят нам именно об этом? В Непале отмечается Тихар - праздник огней. Второй день этого праздника посвящен собакам В этот день одни из любимых животных непальцев украшаются цветами и лентами. Им преподносят праздничные угощенья, даже сладости В индуизме с собаками связано множество легенд. В Непале верят, что собаки являются стражами потустороннего мира

монголка: Дело в том, что сейчас зарубежными генетиками доказано, что собаки произошли от небольшой группы волков, где-то в Восточной Азии, примерно, 15 тысяч лет назад. Так что все аборигенные породы Восточной Азии – древние. Если считать тибетского дога пра-собакой мира, то ближе к самым древним, вероятнее всего, монгольская овчарка. Что ж, центр Восточной Азии – это Тибет. Учеными-генетиками доказано, что история яководства ведет свое начало из Тибета, а вместе с яками шли пастушьи собаки, охраняющие их. Возможно, тогда же, тибетские доги начали распространяться по миру, адаптируясь и немного изменяясь внешне, по пути следования из Азии на другие континенты. Если рассматривать направление с юга на север, то от Тибета это сначала Маньчжурия (Внутренняя Монголия), затем Монголия. Разумеется, последнюю точку над «i» можно поставить только в Тибете. Например, основатель этологии (науки о поведении животных) австрийский зоолог Конрад Лоренц считал, что некоторые породы собак произошли от волка, а некоторые – от шакала. В этом мнении он укрепился, исследуя поведение своих домашних псов, часть которых он относил к «волчьим», а часть - к «шакальим». «Волчьи» собаки рано выбирают себе хозяина и остаются ему верны пожизненно, при этом ведут себя очень свободно и независимо. Примером среди наших пород могут служить лайка, кавказская и среднеазиатские овчарки, из более экзотических – чау-чау. «Шакальи» собаки инфантильны и зависимы, при этом их можно отдать, подарить – их это не слишком угнетает. Это та самая собачка, которая «до старости щенок», хотя вопреки пословице она может быть совсем не маленькой – дог, например. Таковы же охотничьи породы, в частности, спаниель и сеттер, которые пойдут за человеком с ружьем куда угодно. Их детский эгоцентризм приводит к тому, что их легко потерять или украсть.

монголка: Все это, казалось бы, подтверждает теорию двух линий происхождения домашней собаки. Но окончательное решение проблемы оставалось все-таки за генетиками. И вот, наконец, шведские ученые предъявили обществу свой вердикт: все современные собаки – от чихуахуа до сенбернара – произошли от волка. Более того, все они потомки нескольких волчиц, живших в Восточной Азии около 15 тысяч лет назад. Авторы исследования проанализировали генетический материал, взятый из шерсти собак более 500 пород со всего мира. Оказалось, что генофонд всех изученных пород можно представить как один и тот же набор, утративший некоторые – в каждом случае свои – варианты генов. У восточноазиатских собак набор генов разнообразнее и полнее, чем у любых других, что наводит на мысль о близости их к исходной форме. До сих пор ученые, следуя археологическим находкам, считали, что самая старая из них – 12-тысячелетняя собачья челюсть из Израиля, и «выводили» домашнюю собаку с Ближнего Востока. Но следует заметить, что современные методы галогеновых исследований значительно омолодили все имеющие в мире археологические находки.


монголка: «Получается, что собаки сформировались в Восточной Азии и оттуда расселились по всему миру», - говорит старший научный сотрудник Шведского королевского технологического института Питер Саволайнен. Главную причину ошеломляющего разнообразия собачьих пород он видит в том, что выведение их в Европе Нового времени стало самоцелью. Но все характерные черты мексиканской голой собаки, австралийского динго или найденной в египетских пирамидах борзой, содержались в генах нескольких древних псов, похожих друг на друга и на своих диких предков. Четырехлетнее исследование собачьей генетики включало в себя изучение митохондриальной ДНК. По мнению ученого, нынешние собаки несут в себе гены, по меньшей мере, пяти волчиц. Новые исследования показывают, что древние индейские псы, чьи останки найдены в Южной Америке и на Аляске, тоже происходят из Восточной Азии и пришли вместе с людьми через Берингов пролив около 14 тысяч лет назад. Увы, в нынешних американских собаках нет и следа этих пород. «Очевидно, современные собаки Америки происходят от собак, завезенных европейцами», - говорит Карлес Вила из Упсальского университета, изучавший останки четвероногих аборигенов. Собака считается первым домашним животным, но почему люди однажды приручили волков, остается неизвестным. Теорий на этот счет выдвигалось множество: от – их разводили ради еды, до – они подбирали отбросы вокруг поселений человека, а позже «переквалифицировались» в овчарок. Наиболее вероятным выглядит предположение, что никто никого намеренно не приручал. Племена древних людей и волчьи стаи ходили за одними и теми же стадами копытных. Те и другие подбирали павших животных, отбивали от стада слабых и детенышей, с готовностью подъедали друг за другом. При этом люди были активны в основном днем, а волки – ночью, что делало их друг для друга не столько конкурентами, сколько компаньонами. Те и другие считали стадо и территорию его кочевок своим достоянием и защищали его от себе подобных, опираясь при этом на помощь своих четвероногих «совладельцев». И сами не заметили, как стали ощущать себя единой стаей» [2].

монголка: Gloria пишет: В Непале отмечается Тихар , вот бы у нас также отмечали бы! А собачки так славненько сидят рядочками, прям красота! Gloria пишет: Возможно легенды и говорят нам именно об этом? , - да, легенды говорят нам об этом.

Олегович: Я ОТДЫХАЮ!!! Прочитать все - просто невозможно! Интересно узнать Ваше мнение о теории казахского Шынгызхана (мне кажется что (при всем уважении к казахам) - это "бушковщина). А так же есть ли культ собаки у народов Кавказа?

zubari: Гал.Ник.Яв. монголка

Gloria: Олегович пишет: А так же есть ли культ собаки у народов Кавказа Если вы внимательно прочитаете все, то сможете найти ответ на свой вопрос

Gloria: click here ГонКонг -статуя в одном из храмов

Олегович: Галина! Расскажите про разновидности МО, почему то тему закрыли. И еще , как Вы думаете лайки не от МО произошли? Есть ли переходные типы МО - лайки? Люди заселяли север похоже из территории Монголии...

Gloria: Смотрите, какую я картинку нашла в нете- говорят золото скифов По моему- классный пес!

монголка: Олегович Извиняйте, я просто долго не заглядывала в эту тему. Олегович пишет: как Вы думаете лайки не от МО произошли? Нет, лайки и МО развивались параллельно. Олегович пишет: Люди заселяли север похоже из территории Монголии... Совершенно верно. Люди заселяли север из территории Монголии. Этому доказательств достаточно.

монголка: Gloria Вы просто супер! А собака меня сразила наповал. У меня не было возможности живьем посмотреть золото скифов в музее и запасниках, но из того, что я видела в публикациях - про собак ничего почти не было, а быть ДОЛЖНО. Давайте, пожалуйста, поподробнее про эту золотую пластинку с песиком, а то у меня разрыв сердца будет, если все не узнаю.

Gloria: К сожалению, сама ничего не знаю. Зашел на одном из форумов разговор о знаках- символах. Я делала подборку и вот случайно наткнулась. Даже не знаю, что это за предмет Там пес и на самой пластине- меж крыл.

tosh: Ура, вроде как тема продолжается! Хотя и мало в ней участие принимаю, но очень часто к ней возвращаюсь. Перечитываю.

Gloria: tosh

Gloria: В древней мифологии славян в крылатую "собаку - птицу" мог воплощаться солнечный бог Семаргл , входивший в число семи божеств древнерусского пантеона. Семаргл символизировал Солнце летнего солнцестояния и считался охранителем посевов. Наверно это он. Дмитриевский собор посвящен великомученику Дмитрию Солоунскому, который в христианской традиции является небесным покровителем всех воинов, сражавшихся за добро и справедливость. Центральным изображением на рельефе является образ легендарного Александра Македонского, царя-воина, защищавшего на земле божественные законы. Реплика Древняя Русь. 1179-1197 гг. Владимир. Дмитриевский собор. Фрагмент закомары южного фасада. Белокаменная резьба

Gloria: Там в посту выше невидно наверно- полно не рельефе собак- наверно -собаки Ал Македонского Галина Николаевна! Вы где? Вот наткнулась на азербайджанские ковры с изображением собак (разных) Но так как тема стоит, не знаю, стоит ли выкладывать

монголка: Я на Байкале. Но не вечно же я тут буду плавать. Скоро надоест и приеду. Урывками могу заходить в Интернет, когда дают телефон. Глория, выкладывать стоит все подряд, интересно всем ужасно, не только мне. Я работу закончу, тоже кое-чем вас удивлю, надеюсь.

Gloria: монголка



полная версия страницы