Форум » Аборигены » Сакральная значимость собаки в культуре народов Азии. » Ответить

Сакральная значимость собаки в культуре народов Азии.

Гал.Ник.Яв.: В древнем Египте, когда от нестерпимой жары наступала засуха, как по волшебству приходила большая вода, разлив Нила. Обычно наводнение приходилось на 19-е число 7-го месяца. Это время, когда на рассвете, перед восходом солнца на оранжевом небосклоне вместе с последними лучами появлялась звезда Софис (егип.) – Сириус (греч.) - Хохдэй мэргэн (монг). Для населения Египта это означало наступление Нового года и начало празднования разлива Нила. Появление звезды Хохдэй мэргэн и ее связь с наводнением, случавшееся ровно через 365 дней в течение многих веков, как неизменное явление, послужило толчком к созданию Юлианского календаря – основы современного летоисчисления. Период сияния на небосклоне Собачьей звезды Хохдэй мэргэн, - это 7, 8 и начало 9-го месяца, - древние римляне называли «собачьими днями» (Britannica, 2002). Соседство самой яркой звезды увеличивает силу лучей Солнца, доводя до max. На Западе звезду Хохдэй мэргэн называют Сириус (греч.), в значении «сияющая, блистающая». Российский ученый Щеглов ставит Сириус от арабского «сирай» - сияющая, или же «аль-шира» - открытая дверь, дождливый сезон (Щеглов, 1984.84.). На латинском языке Собачья звезда – Canis maioris, в значении «созвездие Великой собаки» и альфа звезда, которую монголы называют «созвездие Небесного волка». Его данные: спектр А1, магнитуда 1,5; диаметр в два раза больше солнечного, по сиянию – в 23 раза, находится на расстоянии 8,8 световых лет, - поэтому альфа звезда созвездия Небесного волка является самой яркой звездой. Собачья звезда Хохдэй мэргэн в культуре народов древнего Египта, Греции и Рима связана с жарким сезоном и разливом Нила. А монголы наоборот считают ее звездой Холода, стужи. Причина в том, что родина кочевников находится в северных широтах земного шара и находится в противоположной стороне от родины людей вышеназванных стран. Самые длинные ночи в 12-ом и 1-ом месяцах совпадают с самыми большими холодами, и «собачьими (волчьими) свадьбами». Не случайно звезда Хохдэй мэргэн находится в созвездии Небесного волка. В этот период, несмотря на ужасный зимний холод, волки собираются многими десятками и ночное небо почти непрестанно озвучивается воем самцов. По времени он совпадает с сиянием «морозных» звезд как «маралы», «обезьяна», «Хохдэй мэргэн». Выше названные «морозные звезды» появляются осенью, исчезают весной, лучше всего видны в зимние месяцы. Время года делит на теплые и холодные сезоны. Плеяды (обезьяны) появляются в середине 9 месяца, а за ним, будто сопровождая их, друг за другом появляются «3 марала» - Хохдэй мэргэн – Сириус, определяя ночное время. Это знак того, что оканчивается сезон тепла и Плеяды подают знак, примету, что начинается сезон Холода, поскольку они «звезды холода». (С.Дулам, 1989) Монголы считают эти бесчисленные звезды людьми, жившими на Земле в стародавние времена и потом поднявшиеся жить наверх в Небо. Потому эти мифические герои, совершавшие некие опасные или великие дела, и на Небе продолжают делать их. Во всех монгольских легендах Хохдэй мэргэн является небесным стрелком, хозяином молнии, и в конечном итоге – главным богатырем космического масштаба. Не случайно на ночном небосклоне после появления «3-х маралов» и «головы косули» (Беллятрикс), преследуя их, почти через 2 часа появляется Хохдэй мэргэн с собаками Асар и Басар. Со времени появления этой легенды – бронзового века – эта охота не окончилась, она продолжается и в наше время. Как наши предки кочевники своим легендарным героям придали звездный облик? При ознакомлении с небесной мифологией Запада видно, что контуры своих космических героев составлены из большого количества близ находящихся звезд, поэтому занимают в небесной сфере немалое пространство. Напротив, наши кочевые предки при составлении контура своих героев выбирают в большинстве случаев одну звезду, оживляя ее, или очеловечивая, что составляет особое отличие. В древности у монголов собака и волк являлись синонимами. Поскольку волк считается существом великим и монгольским предком, то было принято не называть его прямо (даже табу) – «волк», нужно говорить иносказательно: - Тэнгэрийн нохой – Небесная собака; - Хангайн эзэн – Хозяин земли (обитаемой – хангайн); - Зэрлиг нохой, хээрын нохой – дикая собака и т.д. Раньше люди старшего поколения соблюдали этот запрет, а сейчас забыли…

Ответов - 118, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Gloria: Заговорили про киношки- вспомнился эпизод- не знаю насколько правдивый. Крутой главный герой вырубает собаку-убийцу стукнув ее палочкой по носу и соба вырубалась. Только чабаны не побеждали, а прогоняли volcodav! А можно где нить темку про волков открыть? Может тоже в Аборигенах. А то мне кааца большой разброс мнений по этому(волчьему) поводу.

Гал.Ник.Яв.: Был такой фильм "Непобедимый", там герой ездил по Средней Азии. собирал способы национальной борьбы, один чабан научил его, как волка поймать голыми руками и тот его поймал, ночью.

Гал.Ник.Яв.: Едем дальше, видим мост, подъезжаем, - телогрейка... Исторически, буряты являются выходцами из Монголии – данное выражение связано с фактом установления в 1727 году границы между Россией и Китаем, в силу чего часть монгольских территорий к северу от границы отошла к Бурятии, России, а южная – к Монголии. И это обстоятельство способствовало появлению в последующем установившегося выражения «вышли из Монголии», хотя до проведения границы в понятие «Монголия» включались земли от Байкала на восток и на юг, а исконные буряты жили севернее и на запад от Байкала (современная территория Усть-Ордынского национального округа, Иркутской области). Как писал М.Кроль, в XVII веке размах кочевок был так велик, что монголы с легкостью передвигались от Байкала до пределов современной Монголии. В то время кочевники были мало связаны с территориальными границами и осели лишь тогда, «когда их заставили осесть».[16] XVII-XVIII века – это один из интересных и знаменательных периодов в истории бурятского народа. Это период начала формирования и консолидации бурятского народа из разных племен, проживавших по обе стороны озера Байкала, как единого этноса. Первый документ русских о бурятах датируется 1609 годом. В феврале этого года, т.е. через 5 лет после основания Томского острога, томские воеводы Василий Волынский и Михаил Новосильцев в своей отписке русскому царю Василию-IV Ивановичу писали, что «до прихода твоих государевых людей ясак с них (десарских князей) взяли брацкие люди». Брацкие, братские, браты – так называли бурят служивые русские люди [17].


Гал.Ник.Яв.: Как показывают исследования историков, археологов, антропологов, лингвистов, на территории Восточной Сибири племена, составившие бурятский народ, исторически сложились из механического соединения древних разнородных этнических групп. Эти группы имели монгольское, тунгусское, тюркское и другое происхождение. При этом монгольская группа: «коренные» монголы, ойрат-монголы и бурят-монголы, - играла доминирующую роль. В XIII веке в районе нынешнего Забайкалья обитали мелкие монгольские племена, главным образом охотничьи, которые не имели общеплеменного названия «бурят». Окончательное оформление бурятской народности произошло в период присоединения Бурятии к России, т.е., между 1628 - 1689 годами. И «с той поры стали называться «бурятами» не только собственно буряты, булагаты, но и икириты (эхириты), и хоринцы (хори-тумэты), и все представители монгольских, тюркских, тунгусских племен, оказавшиеся в то время в пределах русской границы и никогда раньше не называвшие себя «бурятами». Точно известно, что к моменту завоевания Бурятии царизмом, т.е. в XVII веке, собирательное название «брацких людей», как писали русские казаки в своих донесениях, стало общеизвестным под словом «бурят».

Гал.Ник.Яв.: Однако, как описывают бурятские летописи, хоринские роды, оказавшиеся во Внутренней Монголии (Маньчжурия), к концу XVI и началу XVII века переселились в Забайкалье, покинув родные места [17]. Что такое переселение кочевников? Это, когда сборные юрты со всей хозяйственной утварью пакуются на телеги, или навьючиваются на лошадей, верблюдов, яков; старики, женщины и дети устраиваются также; а мужчинам достается самая тяжелая работа: впереди всего табора они гонят скот, который для всех – это жизнь (и питание, и одежда, и меновой товар). Надо полагать, за скотом, помогая его охранять, выходили из Маньчжурии собаки, те самые, пастушье-сторожевые монгольские овчарки тибетского происхождения. На петроглифах юга Забайкалья в пору этнографической современности встречаются изображения именно таких собак. Но не будем забывать, что потомки чингисхановской державы были воинственными людьми. В 1613 году Кетский служилый человек сообщал Сургутскому воеводе о том, что Тюлькиной земли князец не может государю больше платить ясака, «потому что де их воевали брацкие люди, и что де было у них (государеву) ясаку в сборе, и тот де ясак у них отгромили брацкие люди».

Гал.Ник.Яв.: Исторические документы 17 века свидетельствуют о переменных успехах или неудачах между царскими служивыми людьми и брацкими народами в войне за главную статью дохода тех времен – ясак, т.е. пóдать и саму землю. Дело доходило до переселения брацких племен назад в Монголию от непосильного гнета русских. Таким образом, в течение всего XVII века скрестились отношения трех народов – бурят, монголов и русских. В свою очередь, усиление гнета со стороны монгольских тайшей вызывало обратную волну миграции бурят. И только с 1727 года при установлении границы между Китаем и Россией, к тому времени достаточно укрепившейся в Прибайкалье и Забайкалье, страсти более-менее утихомирились. А в отчетах экспедиций конца XVIII века и начала XIX века, сообщалось, что бурятская земля «сошлась рубежем с китайским государством», людей в ней больше 20 000 «на конь садитца», буряты по хозяйственной базе их быта «люди пашенные», «люди сидячие», имели «коней, коров, и велбудов (верблюдов) бесчисленно», сеяли ячмень и гречиху [17]. XVII - XVIII века – это бурное время освоения Сибири до Дальнего Востока, как местными (монгольскими, тюркскими, тунгусскими) племенами, которые расселились там после распада империи чингизидов, так и русскими служивыми людьми, покорявшими Сибирь. Затем у бурят начался земледельческий уклад жизни вперемежку со скотоводческим и охотничьим хозяйствованием, так как Восточная Сибирь – это не только выпаса, но и горы и леса. Дальнейшее развитие у бурят получили рыболовство, ремесло, имело место торговля, прикладное искусство, песенное творчество, богатейший фольклор. Школьное дело, лечебные учреждения практически отсутствовали, хотя народная медицина существовала всегда [17]. Но, ни в прикладном искусстве, ни в песенном творчестве, ни в богатейшем фольклоре бурятского народа не осталось свидетельств о монгольских или тибетских пастушье-сторожевых собаках, как о таковых. Возможно, у выходцев из Монголии поначалу такие собаки были. Кто поможет чабану, кто защитит его скот от хищников, когда он остается один на один с природой? Но причина отсутствия свидетельств и пренебрежения к добросовестным помощникам чабанов кроется, быть может, не только в сложной, насыщенной бурными событиями, жизни того периода.

монголка: На смену господствовавшей среди бурят шаманистской религии началось проникновение буддийской религии в форме ламаизма. Вот тут появились и понадобились те самые «четырехглазые» монгольские собаки тибетского происхождения, как свидетельство их священности (зуугийн нохой), для исполнения похоронных буддийских обрядов. По буддийскому поверью душам умерших помогают освободиться из тела грифы и собаки, пожирающие трупы. Вот что пишет по этому поводу Г.Ц.Цыбиков, - востоковед, монголовед, тибетолог, географ, исследователь стран Центральной Азии, путешествуя по Монголии более ста лет назад: «…Перед самым хитом с юго-восточной стороны находятся могилки. Здесь разбросано множество костей и черепов человеческих, видны и свежие трупы. Монголы придерживаются мнения: чем ближе кости лежат к хиту, чем счастливей покойный. Поэтому без всякого отвращения, а, напротив, с благоговением взирают на трупы, пожираемые собаками» [18]. То же самое культивировалось в Бурятии. Но каково бы ни было «религиозное благоговение», это зрелище вызывает отторжение к главным участникам этого «пиршества» - тем самым «четырехглазым» монгольским собакам тибетского происхождения. По некоторым источникам этих собак тоже приносили в жертву вместе с лошадью покойного. И, если такие собаки плодились и размножались, то стихийно, случайно, без целенаправленного участия человека. В данном случае речь идет о бурятском народе. Хотя буряты являются выходцами из Монголии, но исторически сложились с обособленной собственной культурой и традициями, в которых не было места монгольским собакам.

монголка: Древние традиции невозможно выбросить из жизни, но, как знать, быть может, появится у бурят новая традиция заниматься собаководством, ведь сейчас это модно. Мода пришла с Западной Европы, где для собак есть парикмахерские, модные пошивочные мастерские, больницы, кладбища, приюты, служба розыска и спасения пропавших животных, - они являются давними традициями. Купирование ушей и хвостов считается издевательством над животными и карается законом. Но времена меняются, меняются и люди сегодня. В Монголии массового развития собаководства сегодня не наблюдается, только в узкоспециализированных организациях, но страна активно заполняется привозными собаками. На ее территории сохранились несколько древних пород: узэмчинская собака, монгольский тайган, монгольский шарайд, и самая ценная - аборигенная монгольская овчарка - бангхар, известная в России под названием «монгольская овчарка».

volcodav: Gloria пишет: А можно где нить темку про волков открыть? Может тоже в Аборигенах. А то мне кааца большой разброс мнений по этому(волчьему) поводу. Конечно можно. И давайте так договоримся. Больше не спрашивать уменя разрешения. Для этого форум и существует. Что бы общаться и темы создавать.)))) монголка пишет: монголка Очень интересно. Читаю с удовольствием.

Балтек Гайрат: Гал.Ник.Яв. пишет: была еще богиня Геката. Ну да, была такая трехликая в Греции.

Gloria: Если вы читали выше- я писала что у Гекаты в помошниках собаки ходили А то что Анубис мужчина - ну ошибочка вышла Вы уж не судите так строго По мне -Анубис можно и женщину назвать вот он бог ентот

Балтек Гайрат: Да я без претензий. Филологическое образование иногда выпирает не в меру.

Gloria: Так вы его сюда тскать, на пользу делу

монголка: Gloria , я так и не смогла открыть ваши последние картинки с тех двух последних постов, ходила даже в интернет-салон. Может продублируете, но поменьше весом? Прямо тут же. Кстати, отдельная благодарность за волчью темку, оченно интересно, и полезно.

монголка: 2. Собаки-тотемы кочевых племен. Собака лает, а караван идет. (Пословица народов Азии). Во всех культурных традициях собаки символизируют верность, бдительность, служение, чувство долга. В мифологии собака нередко сопровождает героев, богов и охотников, играет при них роль прорицателя или целителя. Она же охраняет ворота царства мертвых. Существуют легенды о племенах песьеголовых людей - мифических предков человечества. Начиная с V-VI веков до нашей эры, в европейскую литературу проникли баснословные рассказы о чудовищных на вид жителях Тибета и приграничной с ней Индии, так или иначе связанные с собаками. Например, греческий врач Ктезий, живший при дворе персидского царя Артаксеркса-2, удивлялся племени полусобак-полулюдей, живших в Гималаях. «В этих горах, - писал он, - есть люди, у которых голова, как у собаки, а одежду составляют шкуры диких животных. Они не владеют речью, лают как собаки и зубы у них длинные, как у псов. Ногти похожи на звериные когти, но длинные. Они более черные, чем индийцы, с которыми они торгуют. Они понимают индийское наречие, но отвечать могут только лаем и жестами, как немые. Индийцы называют их между собой «каллистриянцами», что значит «песьеголовые». Питаются они сырым мясом. Этот народ насчитывает около 120 тысяч человек. Живут в пещерах и спят на подстилках из листьев. У них у всех есть хвост, как у собак, но более длинный и пушистый».

монголка: Есть, впрочем, еще один перевод записок Ктезия о песьеголовых людях, который напоминает процитированный отрывок, но различается деталями: «Рассказывают, что на горах Индии живут люди, имеющие голову пса; Одежда их состоит из шкур диких зверей. Они не разговаривают, но лают, как собаки, и таким образом понимают друг друга. Зубы у них меньше, чем у псов, когти, как у собак, но только длиннее и круглее. Они, кроме лая, делают знаки, подобно глухонемым, руками и пальцами». Плиний (I век н.э.), основываясь на Мегасфене, также рассказывал, что в Индии «во многих горах живут люди с собачьими головами, которые одеваются в звериные шкуры, лают вместо того, чтобы говорить, имеют на ногах когти и питаются зверями и дичью». Латинский трактат «О чудовищах» передает такую версию рассказа: «Кинокефалы родятся в Индии; у них голова пса, всякое слово, которое они выговаривают, перемешивают с лаем; употребляют сырое мясо; похожи они скорее на животных, чем на людей». Армянский историк древности Гайтон (Гейтум) также писал, что около Китая живет народ, напоминающий собак. Есть китайские легенды о людях-собаках. Так, в историческом трактате династии Чеу, есть рассказ о находящемся на западе от Куен-луна (хребет Куньлунь) государстве собак. А в «Анналах пяти династий» (Х век) мы находим довольно подробное описание этих чудовищного вида людей. «Жители страны Кеу (т.е. собак) имеют тело человека, а голову собаки, длинные волосы, не носят одежд; их язык похож на собачий вой; все жены имеют человеческий облик; они рожают мальчиков, которые становятся собаками, и девочек, которые становятся женщинами; потом они женятся и выходят замуж. Они живут в пещерах и едят все сырое» [1].

монголка: Между прочим, упоминания о некоем собачьем царстве к западу от Куньлуня (то есть в Тибете) встречаются в самых древнейших письменных источниках о землях Китая и окружающих народов. Так, в «Книге гор и людей (Шань Хай Цзин)», составленной задолго до нашей эры, имеются такие строки: - «Царство, Дарованное собаке, называется (еще) царством собачьих жунов (Собак-воинов). Его жители похожи на собак». - «В Великой пустыне (Гоби?) находится гора, под названием гора Отца Юна (Юнфу). Здесь кончается река Шунь. Там обитают люди, которые зовутся Собако-воины (Цюаньжун). Желтый предок родил дракона Мао. Дракон Мао родил Юнъу. Юнъу родил Лунмина. Лунмин родил Белую Собаку. Белая Собака была двуполой. От нее и пошли Собако-воины. Они питаются мясом». - «Есть царство под названием Холмы Лань, царство Собак-воинов. (Там) обитает дух с человеческим лицом и туловищем животного, имя его – Собака-воин» [2]. Также, откуда-то из-за пределов Древнего Китая, предположительно от народов Гималайского нагорья, пришел мифологический образ «драконоподобной собаки» Паньху. Отделив Небо от Земли, он женился на земной женщине, и все его мужское потомство также имели человечьи туловища и песьи головы, а женщины отличались красотой. Занимаемая ими страна называлась «Страна песьеголовых» [3].

монголка: Невероятно, но аналогичные сведения о «собакоголовых» жителях Тибета записал в 1249 году византийский посланник к монгольским ханам Плано Карпини. Монгольские воины, только что вернувшиеся в родные степи из похода на Европу, не могли скрыть ужаса и удивления от напавших на них людей, через земли которых пролегал их путь. Преодолев пустыню (вероятно, Такла-Макан юго-восточнее озера Иссык-Куль и близ северных предгорий Тибета, где проходил «Великий шелковый путь» между Азией и Европой) монголы попали в некую страну, где встретили чудовищ, имевших женский облик. «И, когда через многих толмачей они спросили их, где находятся мужчины той страны, чудовища-женщины ответили, что в той земле все женщины, которые только рождались, имеют человеческий облик, мужчины же имеют облик собачий. И, пока они затягивали пребывание в вышеназванной земле, на другой стороне реки собрались воедино собаки, и так как была лютейшая зима, то все собаки-мужчины бросились в воду, а после этого на твердой земле стали кататься в пыли, и таким образом пыль, смешанная с водой, стала замерзать на них. И после частого повторения этого на них образовался густой лед; затем они в сильном натиске сошлись для боя с татарами. А те часто метали в них стрелы, но стрелы отскакивали назад, как если бы они метали их в камни; также и другое оружие татар никоим образом не могло повредить им. Собаки же, сделав набег ни них, ранили укусами многих и убили, и таким образом, выгнали их из своих пределов. И отсюда до сих пор есть еще у них пословица: «Твой отец (или брат) был убит собаками» [4].

монголка: Этнографический материал западных монголов почти напрямую подтверждает существование собакоголовых людей, как и рисунки из «Атласа тибетской медицины». «Нохой эртень» К западу от Орусен-хана (Русского царя) живет Кудиер-хан; за ним улус Шибит; за Шибитом хребет, а за хребтом нохой-эрте (или нохой-эртен, нохой-эрдени), люди с собачьими головами; такой вид имеют только мужчины, женщины же имеют настоящий вид и красивы. Один человек зашел в их страну и вошел в одну юрту; в ней мужчин не было, была одна только женщина; она сказала ему, чтоб он уходил отсюда как можно скорее, потому что как только муж ее придет, увидит его, позовет своих соседей собак, и они загрызут его. Тот просил спрятать его, но женщина отказала ему и сказала, что у здешних людей очень сильное чутье, и они отыщут его. Тогда он ушел в гору, нашел в ней пещеру и залез туда; через несколько времени он видит, что наверх к нему бежит человек с собачьей головой, нюхая носом дорогу. Спрятавшийся в пещеру человек выстрелил из ружья и раненый нохой-эрте убежал домой. Тогда странник пошел следом за ним и пришел в ту же юрту, в которую уже заходил; там слышит, как нохой-эрте упрекает свою жену за то, что она впускала к себе человека и не сказала ему. Человек, войдя в юрту, окончательно убил нохой-эрте. Тогда жена его сказала человеку: «Нам нужно убежать отсюда, в противном случае родные убитого загрызут нас». Они убежали, а человек благополучно прибыл на свою родину и стал жить с этой женщиной. Только она все худела и дурнела. Он обратился к старикам за советом. «Чем ты ее кормишь? – спросили те. «Тем же, чем и сам питаюсь», отвечал он. «А ты попробуй покормить ее одними голыми костями, как мы собак кормим». Послушал он их совету, женщина стала поправляться, стала снова красивою. Монголы вечером не мочатся на запад по той причине, что нохой-эрте вечером становятся на колени и молятся в нашу сторону (то есть, на восток), прося небо, чтобы родился наш ребенок (то есть, ребенок с настоящим человеческим видом); когда он родится, они разрывают его на мелкие части и делают из них себе сакиюс; а ребенок с нашею головой у них родится только тогда, если кто из нас, людей, мочится на запад и брызги попадут в их страну. (Сарасын, Дюрбют. г.Улангом). В стороне «дзун-хойшо» (то есть, в восточной) есть нохой-эрте, народ у которого женщины люди, мужчины собаки. Они молят, чтобы небо даровало им детей, и те родятся только в том случае, если в первые три весенних месяца здешние люди мочатся, становясь лицом в ихнюю (дзун-хойшо) сторону. Поэтому в течение этих трех месяцев следует воздерживаться и не мочится на восток. (Бурят из долины р.Иркута).

монголка: Конечно, рассказы монголов о «собакоголовых» жителях Тибета, как и более древние мифологические представления китайцев можно отнести к числу баек, коими нередко потчевали иноземцев жители Азии, пытаясь отпугнуть их от проникновения в свои земли. Хорошо известно, что Тибет долгое время являлся запретной страной для иностранцев. Однако, связь с собаками неких «песьеголовых» жителей в данном случае может быть объяснена религиозной верой о тотемном (символическом) происхождении от собаки. Не случайно тибетцы до сих пор испытывают такое же святое отношение к собаке, как индийцы к священной корове. В рассказе средневековых монголов, шедших домой через северные предгорья Тибета, тем не менее, есть несколько правдоподобных деталей. Тибетские доги, в целом спокойные и добродушные, хорошо относятся к людям и являются верными стражами жилища и стад домашнего скота. Но огромные размеры этих животных приводят в ужас любого новичка. И горе, если чем-то разозлишь тибетского дога. В нападении он стремителен и свиреп, а если собаки собираются стаей, то это придает им силы много крат. Между прочим, рытье лапами земли и купание в пыли характерно для многих собак, как предупреждающий знак врагу перед нападением, если тот не убирается самостоятельно. Во время следования монголов через тибетскую страну, собак было явно не меньше того, что видел А.М.Стрелков только возле одного монастыря. Натравленные на непрошенных пришельцев, такие большие и бесстрашные собаки-людоеды, стаей в тысячу голов, вполне реально могли нанести существенный урон возвращавшейся татаро-монгольской армии.



полная версия страницы