Форум » Аборигены » Сакральная значимость собаки в культуре народов Азии. » Ответить

Сакральная значимость собаки в культуре народов Азии.

Гал.Ник.Яв.: В древнем Египте, когда от нестерпимой жары наступала засуха, как по волшебству приходила большая вода, разлив Нила. Обычно наводнение приходилось на 19-е число 7-го месяца. Это время, когда на рассвете, перед восходом солнца на оранжевом небосклоне вместе с последними лучами появлялась звезда Софис (егип.) – Сириус (греч.) - Хохдэй мэргэн (монг). Для населения Египта это означало наступление Нового года и начало празднования разлива Нила. Появление звезды Хохдэй мэргэн и ее связь с наводнением, случавшееся ровно через 365 дней в течение многих веков, как неизменное явление, послужило толчком к созданию Юлианского календаря – основы современного летоисчисления. Период сияния на небосклоне Собачьей звезды Хохдэй мэргэн, - это 7, 8 и начало 9-го месяца, - древние римляне называли «собачьими днями» (Britannica, 2002). Соседство самой яркой звезды увеличивает силу лучей Солнца, доводя до max. На Западе звезду Хохдэй мэргэн называют Сириус (греч.), в значении «сияющая, блистающая». Российский ученый Щеглов ставит Сириус от арабского «сирай» - сияющая, или же «аль-шира» - открытая дверь, дождливый сезон (Щеглов, 1984.84.). На латинском языке Собачья звезда – Canis maioris, в значении «созвездие Великой собаки» и альфа звезда, которую монголы называют «созвездие Небесного волка». Его данные: спектр А1, магнитуда 1,5; диаметр в два раза больше солнечного, по сиянию – в 23 раза, находится на расстоянии 8,8 световых лет, - поэтому альфа звезда созвездия Небесного волка является самой яркой звездой. Собачья звезда Хохдэй мэргэн в культуре народов древнего Египта, Греции и Рима связана с жарким сезоном и разливом Нила. А монголы наоборот считают ее звездой Холода, стужи. Причина в том, что родина кочевников находится в северных широтах земного шара и находится в противоположной стороне от родины людей вышеназванных стран. Самые длинные ночи в 12-ом и 1-ом месяцах совпадают с самыми большими холодами, и «собачьими (волчьими) свадьбами». Не случайно звезда Хохдэй мэргэн находится в созвездии Небесного волка. В этот период, несмотря на ужасный зимний холод, волки собираются многими десятками и ночное небо почти непрестанно озвучивается воем самцов. По времени он совпадает с сиянием «морозных» звезд как «маралы», «обезьяна», «Хохдэй мэргэн». Выше названные «морозные звезды» появляются осенью, исчезают весной, лучше всего видны в зимние месяцы. Время года делит на теплые и холодные сезоны. Плеяды (обезьяны) появляются в середине 9 месяца, а за ним, будто сопровождая их, друг за другом появляются «3 марала» - Хохдэй мэргэн – Сириус, определяя ночное время. Это знак того, что оканчивается сезон тепла и Плеяды подают знак, примету, что начинается сезон Холода, поскольку они «звезды холода». (С.Дулам, 1989) Монголы считают эти бесчисленные звезды людьми, жившими на Земле в стародавние времена и потом поднявшиеся жить наверх в Небо. Потому эти мифические герои, совершавшие некие опасные или великие дела, и на Небе продолжают делать их. Во всех монгольских легендах Хохдэй мэргэн является небесным стрелком, хозяином молнии, и в конечном итоге – главным богатырем космического масштаба. Не случайно на ночном небосклоне после появления «3-х маралов» и «головы косули» (Беллятрикс), преследуя их, почти через 2 часа появляется Хохдэй мэргэн с собаками Асар и Басар. Со времени появления этой легенды – бронзового века – эта охота не окончилась, она продолжается и в наше время. Как наши предки кочевники своим легендарным героям придали звездный облик? При ознакомлении с небесной мифологией Запада видно, что контуры своих космических героев составлены из большого количества близ находящихся звезд, поэтому занимают в небесной сфере немалое пространство. Напротив, наши кочевые предки при составлении контура своих героев выбирают в большинстве случаев одну звезду, оживляя ее, или очеловечивая, что составляет особое отличие. В древности у монголов собака и волк являлись синонимами. Поскольку волк считается существом великим и монгольским предком, то было принято не называть его прямо (даже табу) – «волк», нужно говорить иносказательно: - Тэнгэрийн нохой – Небесная собака; - Хангайн эзэн – Хозяин земли (обитаемой – хангайн); - Зэрлиг нохой, хээрын нохой – дикая собака и т.д. Раньше люди старшего поколения соблюдали этот запрет, а сейчас забыли…

Ответов - 118, стр: 1 2 3 4 5 6 All



полная версия страницы