Форум » Аборигены » Сакральная значимость собаки в культуре народов Азии. » Ответить

Сакральная значимость собаки в культуре народов Азии.

Гал.Ник.Яв.: В древнем Египте, когда от нестерпимой жары наступала засуха, как по волшебству приходила большая вода, разлив Нила. Обычно наводнение приходилось на 19-е число 7-го месяца. Это время, когда на рассвете, перед восходом солнца на оранжевом небосклоне вместе с последними лучами появлялась звезда Софис (егип.) – Сириус (греч.) - Хохдэй мэргэн (монг). Для населения Египта это означало наступление Нового года и начало празднования разлива Нила. Появление звезды Хохдэй мэргэн и ее связь с наводнением, случавшееся ровно через 365 дней в течение многих веков, как неизменное явление, послужило толчком к созданию Юлианского календаря – основы современного летоисчисления. Период сияния на небосклоне Собачьей звезды Хохдэй мэргэн, - это 7, 8 и начало 9-го месяца, - древние римляне называли «собачьими днями» (Britannica, 2002). Соседство самой яркой звезды увеличивает силу лучей Солнца, доводя до max. На Западе звезду Хохдэй мэргэн называют Сириус (греч.), в значении «сияющая, блистающая». Российский ученый Щеглов ставит Сириус от арабского «сирай» - сияющая, или же «аль-шира» - открытая дверь, дождливый сезон (Щеглов, 1984.84.). На латинском языке Собачья звезда – Canis maioris, в значении «созвездие Великой собаки» и альфа звезда, которую монголы называют «созвездие Небесного волка». Его данные: спектр А1, магнитуда 1,5; диаметр в два раза больше солнечного, по сиянию – в 23 раза, находится на расстоянии 8,8 световых лет, - поэтому альфа звезда созвездия Небесного волка является самой яркой звездой. Собачья звезда Хохдэй мэргэн в культуре народов древнего Египта, Греции и Рима связана с жарким сезоном и разливом Нила. А монголы наоборот считают ее звездой Холода, стужи. Причина в том, что родина кочевников находится в северных широтах земного шара и находится в противоположной стороне от родины людей вышеназванных стран. Самые длинные ночи в 12-ом и 1-ом месяцах совпадают с самыми большими холодами, и «собачьими (волчьими) свадьбами». Не случайно звезда Хохдэй мэргэн находится в созвездии Небесного волка. В этот период, несмотря на ужасный зимний холод, волки собираются многими десятками и ночное небо почти непрестанно озвучивается воем самцов. По времени он совпадает с сиянием «морозных» звезд как «маралы», «обезьяна», «Хохдэй мэргэн». Выше названные «морозные звезды» появляются осенью, исчезают весной, лучше всего видны в зимние месяцы. Время года делит на теплые и холодные сезоны. Плеяды (обезьяны) появляются в середине 9 месяца, а за ним, будто сопровождая их, друг за другом появляются «3 марала» - Хохдэй мэргэн – Сириус, определяя ночное время. Это знак того, что оканчивается сезон тепла и Плеяды подают знак, примету, что начинается сезон Холода, поскольку они «звезды холода». (С.Дулам, 1989) Монголы считают эти бесчисленные звезды людьми, жившими на Земле в стародавние времена и потом поднявшиеся жить наверх в Небо. Потому эти мифические герои, совершавшие некие опасные или великие дела, и на Небе продолжают делать их. Во всех монгольских легендах Хохдэй мэргэн является небесным стрелком, хозяином молнии, и в конечном итоге – главным богатырем космического масштаба. Не случайно на ночном небосклоне после появления «3-х маралов» и «головы косули» (Беллятрикс), преследуя их, почти через 2 часа появляется Хохдэй мэргэн с собаками Асар и Басар. Со времени появления этой легенды – бронзового века – эта охота не окончилась, она продолжается и в наше время. Как наши предки кочевники своим легендарным героям придали звездный облик? При ознакомлении с небесной мифологией Запада видно, что контуры своих космических героев составлены из большого количества близ находящихся звезд, поэтому занимают в небесной сфере немалое пространство. Напротив, наши кочевые предки при составлении контура своих героев выбирают в большинстве случаев одну звезду, оживляя ее, или очеловечивая, что составляет особое отличие. В древности у монголов собака и волк являлись синонимами. Поскольку волк считается существом великим и монгольским предком, то было принято не называть его прямо (даже табу) – «волк», нужно говорить иносказательно: - Тэнгэрийн нохой – Небесная собака; - Хангайн эзэн – Хозяин земли (обитаемой – хангайн); - Зэрлиг нохой, хээрын нохой – дикая собака и т.д. Раньше люди старшего поколения соблюдали этот запрет, а сейчас забыли…

Ответов - 118, стр: 1 2 3 4 5 6 All

монголка: , Уважаемый Милалыч, как исправить опечатку в слове "сакральная", я пропустила букву "а". Думала, что зарегистрируюсь и откроется какая-нибудь функция по исправлению, но увы...

Gloria: Искала в книгах фотку египетской богини с головой собаки- увы А по Ср Азии- среди мусульман Ср Аз собака считается ныне (подчеркиваю ныне) сакрально нечистым животным. Кошке можно отрезать усы и она станет "чистым", а вот собака.. Связано это со сменой религии в местах, где зароостризм сменился на ислам. Вот что пишет одна из исследователей зароостризма Мэри Бойс " Мучить собак-тоже один из способов досаждать зароострийцам. В первоначальном исламе нет никаких следов враждебного отношения к собаке как к нечистому животному (теперь это мнение широко распространено среди мусульман) В Иране такое отношение к собаке видимо поощрялось в связи с тем необыкновенным уважением, которое проявляли зороастрийцы к этому животному. Вероятно дурное отношение к собаке являлось внешним признаком обращения в новую веру. Множество мучений, причиненых этим животным мусульманами в течении столетий служат печальным примером жестокости, к которым приводит религиозное соперничество" стр.191-192 Зороастрийцы Верования и обычаи. завтра постараюсь напечатать о почитании собаки в зороастризме- собака и человек у них на одной ступени .

Gloria: Сцена охоты "Хамсе" Низами Бухара, миниатюра 1648г Терракотовая статуэтка, эпоха бронзы, юг Туркмении монголка пишет: как исправить опечатку В течении 2 часов действует кнопочка *правка внизу поста ( мы это уже проходили )


монголка: Gloria , спасибо, но оказалось, моя лошадь тихо скачет. Про исламистов. Они до сих пор, когда ругаются, называют "редисок" - собаками!

Gloria: пластина в виде собаки, украшение колчана рубеж 5-4 вв до нэ Херсонская обл могу частично перепечатать статью о сакральной значимости собаки у различных народов мира. Только интересно ли это кому, кроме нас с вами?

монголка: Gloria , За 10 часов поданный нами материал прочли 27 человек, разве этого мало?. Даже если, это будет интересно только нам с вами, это уже МНОГО. За последние годы я давно не встречала кинологов, которых (в конечном итоге) интересовало что-то, кроме сбыта своих щенков и собак. Следовательно, все интересы сведены к техническим характеристикам своих и чужих чад, итогам и условиям выставок, орденами и медалями на своих и чужих чадах. Также, если моя инфа полная, за последние годы не было издано российскими кинологами ни одной книги с полным исследованием хотя бы САО или КО. Про МО есть. Чтобы меня не закидали камнями, уточняю: полное исследование - это когда есть перекрестная система доказательств биологического, исторического и этнографического статуса породы. У меня есть по САО книги Лабунского, Чарыхова, Высоцкого, Мычко. Про КО тоже навалом. Все они носят описательный характер современых реалий породы и все. И все они, как закодированные, рассказывают про тибетских догов 1121 года, и про Македонского. У Мычко есть попытка провести историческую параллель, как доказательство исторического статуса САО, но она не состоятельна, хотя уважаемый автор провернула громадную работу. Это я к чему развезла сметану? Да к тому, что не только нам с вами будут интересны исторические и этнографические происки в собаководстве человечества во все времена. Логично? Умных и пытливых людей всегда больше, чем равнодушных.

8 Марта: монголка пишет: не только нам с вами будут интересны исторические и этнографические происки в собаководстве человечества во все времена. с удовольствием читаю информацию

tosh: ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ВОСТОКА Евгений АБДУЛЛАЕВ. Привлеченные зрелищем, или провинция не лающей собаки Культ собак. Культ собак в зороастризме, а также связь этого культа с культом мертвых достаточно хорошо прослеживается по самим зороастрийским текстам и по внешним свидетельствам (Геродот, Страбон). Поскольку у иранских народов существовало поверие, что душа предков после смерти переселяется в собак, пища, даваемая собаке, обладала еще и сакральным смыслом – как ублажение духов предков. "Видевдат" (XIII, 20-28) специально предписывал, какого рода еду следует давать собаке. В зороастрийской апокалиптической "Повести о праведном Вирафе" (Арда Вираф Намаг, XLVIII) говорится, что того, кто не давал пищу собакам и издевался над ними, в аду терзают собакоподобные демоны. Во многих областях Узбекистана и Таджикистана сельские жители до недавнего времени прежде, чем самим сесть за стол, кормили собак. В Сурхандарьинской области Узбекистана, например, в старину собак кормили дважды в день – утром до восхода солнца и вечером до заката; им давали "кума-кумоч" – пресное тесто без добавления соли, испеченное в золе . Хотя японские религиозные представления не содержат столь разработанного культа собак, между синтоизмом и зороастризмом обнаруживаются достаточно интересные параллели. Например, в "Харима-фудоки" упоминается о кургане, в котором была по преданию захоронена охотничья собака императора Хомуда; этот холм так и назывался Инухака ("Собачья могила") . Трудно сказать, были ли в Японии еще другие инухака, и можно ли в данном сообщении видеть свидетельство культа собак (а не культа императора: собака, все же, была императорской). Тем не менее, сам по себе факт погребения собаки и возникновения соответствующего топонима достаточно интересен с точки зрения параллелей со Средней Азией. В отношении погребения собак в зороастризме действовали те же правила, что и для человека, за исключением того, что кости собак не складывались в оссуарий. Погребения собак обнаружены на территории древней Бактрии: в Хорезме в Узбекистане и в городищах Тупхода и Тепаи-шах в Таджикистане . Другой любопытный топоним (и связанная с ним легенда) содержится в "Хидзэн-фудоки": Инунокоэяму-но куни – дословно: "провинция не лающей собаки". Согласно легенде, в то время как царь объезжал страну, на его лающую собаку случайно посмотрела одна роженица, "и та сразу перестала лаять (хоэямики)" . Хотя связь между взглядом роженицы и собакой в тексте не объясняется, известно, что в синтоизме считается, что собаки рожают без боли, поэтому беременным женщинам в определенные дни предписывалось приносить статуям собак жертвы и молить об удачных родах. Это объяснение (о безболезненных родах у собак), скорее всего, носит вторичный характер, в то время как связь между собакой и родами, по-видимому, связана, как и в среднеазиатском зороастризме, с культом мертвых. Например, среди жителей Сурхандарьинской области Узбекистана бытовало предание, что первая собака Вафадор (Преданная) была сотворена из пуповины, отрезанной от ребенка первых людей Марда и Марджоны, чтобы защищать этого ребенка от тварей Ахримана. За это ее считали братом этого ребенка; по смерти ее душа была вознесена в рай . В "Видевдате" забота о роженице также связывается с заботой о собаке. Вообще, в синтоизме, как и в зороастризме, достаточно отчетливо выражена функция собаки как посредника между миром живых и мертвых. Достаточно вспомнить непременный атрибут синтоистского святилища – фигуры двух собак, охраняющих вход; иными словами, эти собаки охраняют границу между "священным" пространством (территорией святилища) и не-священным, профанным. (Эти фигуры были первоначально заимствованы из Китая, однако не в виде собак, а львов – отсюда их первоначальное название: карасиси – "китайские львы"; однако постепенно львы трансформировались в синтоизме в собак, что, видимо, служит еще одним доказательством наличия культа собак в раннесредневековой Японии). В авестийском "Видевдате" собаки вместе с девой, воплощавшей благие дела, встречают душу умершего на мосту Чинвад (XIX, 30). Присутствие собаки перед мостом или другой границей с потусторонним миром относится, по-видимому, к универсальным архетипам религиозного сознания. Подобные мифы имелись и у североамериканских индейцев, и у скандинавов, не говоря уже об античном псе Кербере (Цербере), этимологически родственном индийскому Курбаре; можно указать и на собак ведийского царя мертвых Ямы, сидящих на входе в рай и отгоняющих оттуда нечестивцев . На наш взгляд, отмеченные совпадения между синтоизмом и зороастризмом в отношении собак считать не стоит только лишь самостоятельным развитием универсального архетипа. Следует учесть общий – и для зороастризма (в его "видевдатовском" изводе), и для синтоизма – акцент на очищении, устранении скверны. Поскольку и смерть, и роды связывались с ритуальной нечистотой, а также границей между миром мертвых и живых, появление в этом контексте собаки вполне закономерно. Впрочем, вряд ли стоит полностью отрицать и возможность определенного влияния. Найденные в Китае в могиле знатного согдийца изображения собак в зороастрийском ритуале "баршанум", а также на мосту Чинвад дают основание допустить, что культ собак у согдийских зороастрийцев мог быть известен и в Японии. Однако это предположение слишком хрупко; гораздо вероятней, что и в Бактрии и Согде – с одной стороны, и в Японии – с другой имело место самостоятельное развитие одних и тех же религиозных представлений, связанных с собаками.

монголка: Gloria 8 Марта, Tosh, вот видите, нас мало, но мы в тельняшках! Ну, тогда поехали. Тут кое-что из нарытых новых, кое-что из откопанных старых материалов из моей книги. --- ...Монголоязычным народам вообще свойственно говорить в два-три текста, и нужно родиться среди них, чтобы понимать этот феномен. Собака – одиннадцатый по счету знак восточного-азиатского календаря: ему соответствуют мужское начало Ян и стихия Металла. Отношение древних китайцев к этим четвероногим было неоднозначным. С одной стороны собака ценилась за преданность, верность, а также за охрану человека и его жилища от потусторонних сил, изгоняя демонов. С другой стороны – собака выполняла роль мусорщика, за что ее презирали. Каждая из собачьих пород занимала определенное место в «собачьей иерархии». Например, высоким статусом обладали собаки породы пай, которые участвовали в охоте, играх и забавах аристократов, за что им оказывали почтение. Также ценились собаки, сопровождавшие процессии и бежавшие впереди отряда всадников с факелами в пасти. А собак породы чау откармливали рисом и ели. С больших собак снимали шкуры, из них шили одежду. О двойственности отношения к собакам весьма красноречиво говорят две китайские пословицы: «Каждый любит собак по-своему» и «Лучше иметь собаку, чем дочь». В китайском изобразительном искусстве и скульптуре часто встречаются изображения собак Будды – устрашающего вида львиноподобных псов. Их размещали у входа в буддийские храмы. В спальнях замужних женщин можно было встретить изображения «небесных собак» - по китайским верованиям они хранили здоровье и жизнь детей. Женщины, рожденные в год Собаки, перед тем, как решиться забеременеть, покупали изображение этого животного-хранителя. Хроники свидетельствуют, что один китайский император держал при дворе целую свору собак, имевших чины, звания и даже законных жен! У народности яо, обитающей в джунглях Южного Китая и сохранившей до наших дней общинный уклад жизни, собака является тотемным животным, ее почитают как первопредка, от которого пошел род яо. Народы Азии, Африки и Океании верили, что собака умеет вызывать огонь и управлять им. Согласно преданиям, именно собака впервые получила огонь с помощью трения. В североамериканских и сибирских мифах собака – неистощимый выдумщик, создатель или похититель огня для людей. В некоторых легендах утверждается, что это из-за оплошности собаки люди потеряли дар бессмертия. Древнекитайские астрологи связывали различные космические события с поведением Небесной Собаки. Считалось, что, будучи разгневанным, это божество заглатывает Солнце или Луну – отсюда возникают солнечные или лунные затмения. Хотя согласно учению фэн-шуй Собака олицетворяет созидательный и благотворный принцип янь, но, являясь «стражем ночи», она одновременно символизирует деструктивное начало инь, несущее разрушения и катастрофы. «Чтоб тебе никогда не довелось жить в эпоху перемен!» - с таким пожеланием обращаются друг к другу мудрые китайцы в годы Собаки, потому что эти годы состоят из реформ во всех сферах жизни.

tosh: монголка , писали фактически одновременно. монголка пишет: --- ...Монголоязычным народам вообще свойственно говорить в два-три текста, и нужно родиться среди них, чтобы понимать этот феномен. Хорошая фраза и очень подходит к восточным людям вообще.

volcodav: tosh пишет: Gloria 8 Марта, Tosh, вот видите, нас мало, но мы в тельняшках! И мне очень интересно. Читаю и такое чувство. Как будто в другой мир попал.

монголка: Gloria , можно поподробнее про собачью пластину! Имеет она отношение к скифо-масагетской культуре (не по времени, а по сути, перекличка)? Я знакома с одним человеком по имени Масягутов Габкамат Абсалямович. У него такая внешность, что сразу и представляешь, и слышишь то время. Он просто олицетворяет все, что на сегодня известно о той культуре, а также сохранилось из прикладного искусства. Меня не оставляет чувство, что он на время пришел к нам из того периода и только делает вид, что наш современник.

монголка: volcodav пишет: И мне очень интересно. Читаю и такое чувство. Как будто в другой мир попал. Как видите, тем более, наш бессменный капитан - морской волк - волкодав с нами заодно, и главное - у руля! Что ж, снова включим машину времени. ---...В провинции Аньян, чуть южнее центра Китая, найден архив главного оракула иньской эпохи, в расшифрованных надписях на «гадательных» костях которых, были зафиксированы случаи таких жертв собаками, например: 1. «Принесите в жертву собак Матери-Квадратная чаша». 2. «Вам гадал и сказал: принесите в жертву собак Матери-Квадратная чаша». 3. «Гадали (…): охотиться (в местности) Шуай, принесите в жертву Отцам – собак, Матерям – собак, Прародительнице рек – собак, Прародительнице гор – собак». 4. «Зажарить Священной реке, благоприятно собак». 5. «Принесите в жертву Матери – прародительнице одного барана, одну собаку». 6. «Принесите в жертву Матери–прародительнице одну собаку». А вот фраза из «Каталога гор и людей»(«Шань Хай Цзин»), составленном до нашей эры: «Реке Трупа как (духу) Неба приносят в жертву жир жертвенного животного. У ее верховий закалывают черную собаку…» [1]. В склепе Суйдутунь (Китай), «срединная яма» содержала захоронение человека и сопутствующей собаки, лежавшей сбоку, головой на север, мордой на запад, а также глиняный на горшок и миску. Подобная ситуация была и в соседних склепах, а одна из погребальных камер при значительном количестве людей – сразу 6 собак. Имеются примеры, когда трупы собак находятся рядом с «гадательными» лопатками животных, применявшимися китайскими жрецами во время ритуальных действий [2]. Однако во всех случаях специалисты-зоологи не занимались изучением костных останков собак на предмет их видовой и породной принадлежности. По древним китайским текстам устанавливается, что в эпоху бронзы там имелось несколько пород собак. Ваны и богатые вельможи широко использовали неких «гончих» собак на охоте [3]. Ко времени государства Шань-Инь (2 тыс.лет до н. э.) относятся глиняные статуэтки, изображающие собаку породы чау-чау. В древних китайских рукописях она называется «татарской собакой» или «собакой варваров», то есть, эти собаки с севера, а на севере Китая находится Маньчжурия, климат которой – подходящая среда для образования у чау-чау густого меха с плотным подшерстком, круглых широких лап, помогающих собакам легко идти по снегу. Чау-чау до сих пор легче переносит зиму и холод, чем жару. Но и версия происхождения из Тибета не лишена смысла. То, что это древнейший представитель семейства шпицев и тибетского дога – бесспорно. От шпицев чау унаследовал веселый нрав, легкость движений и ушки на макушке, в то же время от тибетского дога ему достались массивность костяка, недоверчивость и защитно-караульные свойства характера. Любопытно, что у чау иссиня-черный язык. Этот удивительный цвет дал повод описать в древних китайских сказках происхождение чау, якобы, от тибетского медведя, имеющего язык такого же цвета. В Северном Китае эти собаки охраняли монастыри, скот, с ними ходили на охоту не только на копытных, но и на медведя – у них отличное зрение и верхнее чутье. Кстати, первое известия о чау принес в Европу венецианский бриллиантщик, известный всему миру, как итальянский путешественник Марко Поло (1275-1292г.г.), долго живший в Тибете и Китае, описавший тибетского дога как мощную черную собаку для сторожевых целей. Он же, упоминает некую красную собаку – любимицу семьи, но выбирающего одного хозяина, которая очень сдержанно относилась к чужим. Войти в комнату, которую доверили охранять чау, было также небезопасно, как если бы ее охранял тибетский дог.

Gloria: Пластина из кургана скифа-кочевника. Причерноморье, Каховский район, Украина. Золото, украшение колчана- кабаны и собаки на одной стороне, кабаны, пантеры, терзающие чел голову на другой и олень на застежке. картинки выставляю не про САО, а просто так Я не кинолог и к исследованиям никакого отношения не имею, по характеру- хлебом не корми, дай поделиться попавшей ко мне инфой, лишь бы уши были приводимая ниже статья имеет ссылки на каждое слово, так что, если интересен какой факт- могу посмотреть ссылку. "У многих индо-европейских народов собака является вестником смерти. Неуспокоившиеся души не попадают в загробный мир, но должны оставаться в облике собак в промежуточном мире и всегда могут так или иначе воздействовать на людей в земном мире. Особенно это случается на перекрестках в сумерках или при лунном свете, внезапно эти собаки переходят из промежуточного мира в наш мир. Приближение к дому своры собак означает приближение смерти - так верят бретонцы, уэльсцы, ирландцы, армяне. в Германии, если собака воет на луну- это предвещает кровавую войну. У таджиков Файзабада, если к вечеру начинает выть собака, все настораживаются и ругают ее, боясь, что она накличет беду. Вой собаки у таджиков считался предвестником смерти. Собака предчуствует несчастье в доме хозяина и просит Бога, что бы оно перешло на неё. Стараясь прекратить вой собаку ударяют жердью по морде, а потом дают целую лепешку. В жизни собака с одной стороны охраняет стада и жилища, а с другой- пожирает трупы. Так и в мифологии роль собаки двойственна. она находится между жизнью и смертью, между миром телесным и духовным, она выступает как единичное и парное, черное и белое, Солнце и Месяц. У египтян бог Тот, выступая в роли проводника душ в царство теней, изображен с головой кинокефала. У др греков собака -животное Гекаты. Когда свора собак дерется у трупов павших в бою- это в образе черной собаки появилась Геката. Она окружена душами в образе собак которые не могут найти покоя ни в том, ни в этом мире.Геката со своей сворой приносит страх, сумашествие и эпилепсию. Наиболее известны были оргии посвященные Гекате в Самофракии (Греко-Болгария) Еи приносили в жертву молодую собаку, она радуется лаю и красной крови молодых собак. Эринии также появлялись в образе собаки. Ко времени Юлиана этот обычай распространился в Греции и Риме. Кроме того, считалось, что "человеческая душа" в действительности является собакой. "Собака"- олицетворение хтонических сил. В гр религии собака спутник Артемиды и Гекаты - божество плодородия и подземного мира. Гадес носит головной убор в виде собаки. Римские хранительницы дома- Лары воплощение душ умерших часто изобр одетыми в собачью шкуру, их символ-стоящяя собака, первоначально они были собаками. В др германских верованиях не нашедшие успокаяния души воплощяются в собак В Уэльсе рассказывают о демоне смерти, которого на земле сопровождают свирепые псы. У др скандинавов собака и конь- проводники умерших к загр миру. При раскопках многих погребений викингов были найдены скелеты собак иногда по нескольку, в ряде случаев-без голов. У бога Одина было два волка, кот выступали как его псы их древнеанглийское назв-собаки ада- Гифр и Гери(Фрикл)- они пожиратели мертвых, кот им дает Один. Встретивший их на этом свете- умирает. Они охраняют по очереди Замок подземного мира. У др греков Аид охраняет пес Кербер Ведические индийцы верили, что два четырехглазых и пятнистых пса царя мертвых Ямы бродят среди людей, они "похитители жизни", но вместе с тем, охраняют путь и душа проходит мимо них. У русских в 19 веке это приписывалось собакам двух видов -"ярчуку, у которой во рту волчий зуб, а под шкурой две змеи-гадюки -она чует чорта и наносит ведьмам неисцелимые раны , и двоеглазке - черношерстной собаке, у кот над глазами два белых пятна, кот она усматривает всякую нечистую силу. ( Кроме того имеется несколько русских икон, где святой изображен с собачьей головой) В грузинском фольклере собака носит имя, кот означает- "я тоже человек" Собаки хенсурских местных божеств наз "подателями помощи" У сванов формула проклятия -" Да нашлет такое то божество на такого то своих собак" В тибетских монастырях были священные собаки, кот кормили мясом умерших монахов. Собака играет огромную роль в тибетской медицине и имеет апотропеическое значение. В тибетских верованиях собака так же "спутник мертвых" и "собака смерти" Ухуаньцы, одно из др монголльских племен при похоронах жирно откармливают собаку, опутывают ее цветной веревкой и тащат за гробом. Связанную собаку посылают охранять дух покойника при возвращении его на Красную гору. Завтра постараюсь напечатать про зороастризм, и СрАзию и могилы собак.

монголка: Gloria пишет: ( Кроме того имеется несколько русских икон, где святой изображен с собачьей головой) Вот про это, если можно все до миллиграмма. И сами иконки. Gloria пишет: В грузинском фольклере собака носит имя, кот означает- "я тоже человек" Собаки хенсурских местных божеств наз "подателями помощи" У сванов формула проклятия -" Да нашлет такое то божество на такого то своих собак" Как звучит это имя у грузин, транскрипция? Как звучит "податели помощи" по хенсурски, транскрипция?

монголка: Легендами и тайнами окружены декоративные породы собачек, ставшие любимицами императорской знати. В Китае это пекинес, прозванный «жемчужина», «собака-солнце», «сладкий цветок лотоса» и «львиная собачка». Из Китая же ведет свое происхождение очень маленькая собачка японский хин (сокровище, драгоценность). В качестве подарков китайскому императору правители Тибета преподносили оригинальных собак как посланцев мира и благополучия – это лхасский апсо. Этот маленький апсо, похожий на козу, мог предсказывать своим поведением землетрясения, горные обвалы и снежные лавины. И красавица-малютка ши-тцу (собачка-хризантема) из Тибета. С Тибетом же связана история таких собак в Китае, как тибетский терьер-зенге (талисман счастья) и тибетский спаниель (молитвенная собака) [4]. Казалось бы, что общего у малютки ши-тцу из Тибета, тибетского спаниеля, тибетского терьера, лхасского апсо, японского хина, пекинеса из Китая, совсем не декорашкой чау-чау и громадным тибетским мастифом типа Цзан-шо? Предположим, что культовая буддийская жемчужина – пекинес из Китая попала туда вместе с буддизмом из Тибета, а японский хин таким же образом попал в Страну Восходящего солнца, что вполне логично. Тогда все эти собаки будут иметь четыре общих признака: 1)выходцы из Тибета, то есть жители высокогорья; 2) широкая черепная часть головы; 3) широкая (можно сказать, аномально) грудная клетка; 4) толстый и пушистый, закинутый на спину хвост, - а это главные, отличительные адаптационные признаки монгольской овчарки – собаки, ради которой писалась книга. Почему так - можно узнать в конце книги (Г.Я.)

монголка: Считается, что тибетский дог, как самая крупная волкообразная собака Азии издавна была известна и в Китае. Имеются неопровержимые доказательства того, что их приобретали за пределами древних исконных китайских царств. Один из летописных источников сообщал, что в центральных царствах можно было приобрести хороших скакунов и очень крупных собак - с севера (выделено автором Я.Г.) (…) перья, слоновую кость, шкуры носорогов, краски – с юга (…) изделия из кожи и шерсти, бунчуки из воловьих хвостов – с запада [5]. Это летописное указание интересно тем, что прямо называют «север» местом, откуда поступали на продажу наиболее крупные собаки. Севером древние китайцы (да и современные) подразумевали территорию за Великой Китайской стеной, воздвигнутой против северных варваров, и, прежде всего, хунну. Это позволяет предполагать, что племена Центральной Азии обрели тибетского дога как бы даже чуть раньше, чем это сделал Китай, первые древние царства которого к эпохе бронзы располагались в низовьях реки Хуанхэ и непосредственно граничили с пустыней Гоби, но до Тибета было еще далеко. Неплохую информацию о роли скотоводческих общин Центральной Азии того времени наскальные рисунки «селенгинского» стиля [6]. Фигуры собак имеются на петроглифах Шара-Тала, Чомник, Варварина Гора в Забайкалье, Хубсугул-Нура, Хавцгайта и других памятников в Монголии. В Хубсугул-Нуре, например, имеется уникальная по выражению сцена кочевого быта скотоводов, где присутствуют две крупные собаки тибетского типа: одна сторожит домашний скот (пятна-точки) в загоне или на условном обозначении пастбища, а другая как бы образовала пограничную линию вокруг всего этого сообщества людей и животных. Пиктографический знак «Х» в древнекитайской иероглифике дает количественное выражение «пойманной» дичи – 5 (голов). Если принять за основу принцип крестографического «прочтения» пиктографической наскальной письменности эпохи бронзы, то мы увидим в этой сцене графическую фиксацию традиционной шаманской молитвы о достижении семейного счастья и благополучия, где одна собака призывается охранять стадо домашнего скота, а другая способствовать охотничьей удаче (табл. 2) [7]. , МНР, Хубсугул-Нур, бронза. Последняя сцена, кстати, является доминирующей на петроглифах рубежа нашей эры во всей степной полосе Азиатского материка, включая Забайкалье, Монголию, Якутию, Туву, Алтай и Киргизию (табл.3-8) [8].

Gloria: Это узбекские петроглифы

Gloria: Предполагают, что на петроглифах изображена приведенная собака- судя по хвосту Про иконы http://www.pravoslavie.ru/put/070522120099 СВЯТОЙ МУЧЕНИК ХРИСТОФОР ПЕСЬЕГЛАВЕЦ: ИКОНОГРАФИЯ И ПОЧИТАНИЕ . Однако, я думаю, что это заимствование устойчивого образа новой религией, что характерно -допустим для ислама- святой Чинор-бобо или подобные (чинары почитались в домусульм рел как долгоживущие) По Грузии- "податели помощи"- мтцеварни. М.Г. Тихой-Церетели.Женский образ mzeOunagay грузинских сказок.-" Труды института языка и мышления АН СССР" т2.Л, 1932г ,(там у О перекладина посередке и над "г" точка) ВВ Бардавелидзе. Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен. Тб. 1957г а цитируемое мной -БА Литвинский, АВ Седов"Культы и ритуалы кушанской Бактрии" М. 1984г .

монголка: Gloria пишет: Предполагают, что на петроглифах изображена приведенная собака- судя по хвосту Неправильно предполагают, это не борзая. Здесь обозначен тип тибетского дога (условно). Хвост закручивается и у тех, и у этих. А борзые четко просматриваются на других петроглифах, датируемых 3000лет до н.э. МНР, а)Шара-Тала; б)Хавцгайт; бронза. - Это борзые. А это не борзые, здесь (условно) обозначен тип тибетского дога. Горный Алтай, рубеж н.э. Орта-Саргал, Таласская долина (Киргизия).рубеж н.э.



полная версия страницы