Форум » Аборигены » Интересная статья про Аборигенов в Азербайджане. » Ответить

Интересная статья про Аборигенов в Азербайджане.

volcodav: [more] Азербайджан имеет право гордиться своей аборигенной породой собак, вошедшей в кинологические справочники бывшего СССР под названием Азербайджанская степная кавказская овчарка. Эта порода, насчитывающая более трех тысяч лет. предположительно ведет происхождение от тибетского дога, который является родоначальником аналогичной нашей овчарке, монгольской, киргизской (ныне уже исчезнувших), среднеазиатской. И это видно из эволюции тибетского дога. Смешиваясь с местными собаками на территориях древней Ассирии и Ирана, вполне реально образование аборигенной собаки, ареал обитания которой, распространился и существует по настоящее время на Кавказе. А так как Азербайджан, как и другие республики Закавказья, географически ближе к Ирану и древней Ассирии, то более правдоподобной кажется версия о происхождении кавказской овчарки от ассирийских боевых собак. Первоначально эти собаки, попав с войсками Александра Македонского в Грецию, получили название «молоссов». Историческим же центром Кавказской овчарки или, как ее называют азербайджанцы, «гоюн ити» (овчарка собака), «чобан ити» (пастушья собака) или волкодав в ее чистом виде являются республики Закавказья: Азербайджан, Грузия и Дагестан. Далее ее ареал обитания распространяется на север Кавказа, Краснодарский краи и т. д. В атласе редких пород собак 1993 года издания кавказская овчарка внесена со стандартом породы. А в графе «страна происхождения» - прочерк. В последнее время идет большая дискуссия по принадлежности КО к определенному региону или стране. Каждая сторона старается доказать, что КО является их национальной породой. Кавказские овчарки в связи с широким ареалом распространения, включающий обширные територии с различным ланшафтом и климатическими условиями, а также из-за географической изолированности отдельных регионов, приобрели значительные внешние различия. Но только в Азербайджане существует пять внутрипородных подвидов с большим разнообразием внешнего вида и окраса, многие из которых не встречаются более нигде. В Закавказье животноводством вообще, и овцеводством в частности, испокон веков занимались азербайджанцы, а следовательно, и разведением кавказских овчарок занимались именно они. В Грузии и Армении «кавказцев» разводили в районах проживания азербайджанцев. Это находит свое подтверждение хотя бы в таких фактах, что лучшая Кавказская овчарка СССР 30-х годов из Грузии, имела кличку «Топуш» (в переводе на азербайджанский «Мощный»),а ее хозяина звали Ибрагим. «Топуш» отличался уникальными физическами качествами и за свою жизнь уничтожил более 100 волков. А.Мазовер в книге «Племенное дело в служебном собакаводстве» ( изд. «ДОСАФ» 1954 год.) пишет: В Азербайджанской ССР среди кавказских овчарок различаются два типа . Один длиношерстный встречается в горных районах и короткошерстный тип – в степных районах , крепкой и сухой конституции, более высоконогий, с более вытянутой, сухой головой. Для собак Азербайджанской ССР характерен рыжий окрас с более темной маской, редко встречающийся в других районах. Имеется большой процент пятнистых (около 30%), встречающихся чаще в степных районах. Индекс растянутости у собак горных районов тот же, что и у грузинских. В степных районах часто встречаются короткие собаки с индексом растянутости 100-102. Думаю, что всемирно известный советский кинолог А.Мозовер точно описал Азербайджанских аборигенных овчарок. Итак, существует два основных типа аборигенной кавказской овчарки Азербайджана: длиношерстный и короткошерстный (степной). В Азербайджане есть пять внутрипородных типов аборигенной кавказской овчарки. Хотя опытные чабаны и селекционеры, против разделения собак на горный и степной типы. Они считают , что оба эти типа , длиношерстный и короткошерстный, встречаются как в горных, так и в степных районах нашей страны. Большенство азербайджанских чабанов отдают предпочтение короткошерстному типу кавказских овчарок. Вообще, в силу климатических условий (в Азербайджане 9 климатических поясов), а также тем, что исторически животноводство более развито на территории Южного и Северного Азербайджана с постоянными переходами отар с горных летних пастбищ на зимние в степные районы страны , все типы аборигенных овчарок встречаются в различных районах Азербайджана. Длинношерстный тип - встречается в Казахской, Закатало-Шекинской зоне, Белоканском, Кахском, Исмаиллинском районах (имеется широкий ареал, абсолютная идентичность). Такой же горный тип, со своими индивидуальными особенностями есть в Кельбаджарском, Кедабекском районах, Карабахской зоне, Лачине, Кубатлах и прилегающим к этим районам территориях.) Неплохое поголовье собак имеется и в Нахичеванской Автономной Республике. Короткошерстный тип, так называемый азербайджанский степняк, во всех кинологических справочниках имеет название аборигенной собаки Азербайджана и на Кавказе больше нигде не встречаются. Степные короткошерстные аборигенные овчарки Азербайджана – собаки крупного роста ( высота в холке доходит до 70-80 см ) с крупной медвежьеобразной головой, с тупой короткой мордой, имеющие глубокую черную маску, отлично развитыми скулами, костяк более легкий, чем у длинношерстный собак. Индекс костистости в среднем 17,3 . Глаза овальной формы – миндалевидные. Длина шерстяного покрова 3-5 см ( у промежуточных 5-7, длиношерстных –14 см – аборигенные собаки, не из питомников). Окрас: палевый, белый, серый, бурый, пятнисто-белые с бурыми или черными пятнами ( черный фон с белыми пятнами нежелателен), Обитают в основном в Шемахинском районе. Иногда среди них встречаются более шерстные собаки, но без явно выраженных грив. Особенно ценится огненно-рыжий окрас ( называется в народе «золотистый»). Кроме того, в центральных районах Азербайджана обитают и считаются одним из основных типов, так называемый промежуточный тип– собаки со средней длинной шерсти ( считаю лучшим типом КО, с отличными рабочими качествами, прекрасно чуствующие себя как в достаточно холодных горных местностях, так и в жарких районах. Например, легко перенося холода, в отделные годы превышающие минус 30 градусов в Нахичеванской Автономной области, и жару, доходящей до 40-45 градусов в низменных степных районах республики.) Кстати, лучшая кавказская овчарка СССР (в 30-х годах 20 века) по кличке Топуш, имела шерстяной покров промежуточного типа. Ареал распространения собак этого типа является Абшеронский, Дивичи-Хачмазский зоны, Кубинский, Хызынский, Кусарский районы. В отдельных районах республики имеются разновидности собак, которые веками разводились именно в этих зонах и имеют свои индивидуальные особенности. Особенно можно отметить высокогорное село Хыналыг Кубинского района, где до сих пор отары охраняются от волков благодаря только собакам. В этой зоне собаки крупные, рослые животные крепкого и крепко-грубого типа конституции, коротко или среднешерстные, с массивном костяком, рельефной мускулатурой, крупными головами. Среди них много белых,тигровых в разных вариациях, пятнистых собак. В 1933 году Сталин подписал указ «О развитии отечественного собаководства» и началась настоящая катастрофа. Собак сотнями вывозили с территории Азербайджана, приграничных районов Грузии и Дагестана. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны по приказу Сталина всех породистых животных объявили национальным достоянием и эвакуировали. Лучшее поголовье собак, вывезенное из нашей страны в дальнейшем было использовано в племенной работе в питомниках Москвы и Ленинграда, а также для создания новой советской породы — московская сторожевая. Тема аборигенных овчарок охраняющие стада овец вообще широко представлена в народной азербайджанской культуре, так как овчарка считалась в Азербайджане, где традиционно занимались овцеводством, одним из самых нужных помошников человека. Столетиями существуют в Азербайджане народные традиции в селекции аборигенных овчарок и правилах проведения боев. Бои устраивались во время народных праздников. В боях участвовали только собаки породы Кавказкая овчарка. Именно в боях определяют лучшую из лучших собак, особенно если это отарные, собаки. В таких соревновательных боях выявляются сильные духом собаки с хорошим физическими данными. И тогда легче вести племенное дело. Была своя система определения лучшей собаки. Чтобы стать чемпионом среди кавказцев, собака должна выигрывать весь сезон. Абсалютный чемпион определялся один раз в год, при закрытии сезона боев на праздник Новруз. Легенды о чемпионах передавались от поколения к поколению. Выдающиеся собаки переходили в разряд духовных ценностей и не продавались ни за какие деньги. Аборигенная кавказская овчарка также широко представлена во многих произведениях азербайджанских художников и писателей. Ассоциацией любителей аборигенной кавказской овчарки Азербайджана были предприняты ряд экспедиций в различные районы Азербайджана, с целью изучения имеющегося поголовья собак, методов селекции используемых чабанами,рацион питания собак при отаре, запись интересных эпизодов связанных с охранной отар от хищников. Эти традиции вызывают у нас особенный интерес, так как они являются результатом тысячилетнего опыта людей в эволюции методов оптимизации рабочих качеств собак, безошибочного выявления лучших щенков и т.д. Этим самым было положено начало описания и систематизации поголовья аборигенных кавказких овчарок на территории Азербайджана в настоящее время, с охватом предгорных и степных сел. В связи с переходами скотоводов на зимние пастбища, территория мониторинга была ограничена селами Шамахинского, Ахсуинского и Исмаилинскими районами. Было описано 20 приотарных собак в возрасте от 1,5 до 6-ти лет. Описанные собаки были рыже-золотистыми, светло-серыми и чисто белыми, но в основном приобладал пятнистый окрас. Среди собак, промежуточный вид шерсти имело 8-м, остальные были короткошерстные. Кобели в холке достигали -70-72 см, суки 60-65 см. Встречались и очень крупные кобели, в холке выше 75 см. Голова у собак в основном массивная и широкая в черепной части. Ближе к степным селам сабаки более длинноногие, головы менее массивны, морды слегка удлинненные, задние конечности хорошо развиты, зубы крупные с ножницеобразным прикусом. Изученные аборигеные КО выносливы, стойкие, преданны, схватку с сородичами не вступают. При встрече отар принадлежащих пастухам из других селений, ограничиваются предупреждениями с дального расстояния. Пять из изучаемых собак многократно вступали бой с волками. Волки в этих местах не крупные, но очень агрессивные. Помимо волков, в местных горах много шакалов, которые в зимнее время пытаются нападать на отары охраняемые собаками, среди которых нет волкодавов. Со слов местных чабанов, после схватки с хищниками они сразу режут овцу и с целью профилактики от возможной инфекции кормят собаку курдюком барана. По мнению чабанов в кожном покрове волков и других хищников при схватке собаками образуется специфический запах, который отталкивает волкодава. А поедая курдюк овцы, волкодав забывает об этом запахе. По мнению же биологов, липиды в жире овцы способны нейтролизовать ядовитые для организма вещества и быстро восстанавливают потерянную силу. Собак при отаре традиционно кормят кукурузно-ячменными лепешками своченных в воде от производства овечьего сыра. Самых лучшим щенкам в рацион добавляют козье молоко до шести месяцев. Пищу животного происхождения собаки добывают себе сами. Довольно часто собаки ловят и едят змей, ящериц, иногда ловят зайцев и птиц. На зимних пастбищах овечьи отары подвергаются нападению волков-одиночек(ялгузаг). Характерная особенность таких волков, нападение на отару вне зависимости от времени суток. Попытки нападения могут происходить как днем так и ночью.Кроми волков-ялгузагов, много шакалов, рыси и лис. В связи с проводимой природоохраной работой и ограничению охоты, число различных хищников в Азербайджане сильно увеличилось. В холодные снежные зимы они в большх количествах собираются у ферм и овечьих кошар. Особенно увеличилось количество степной рыси, некоторые экземпляры которой необычно крупные для этого подвида. В такие годы рабочие качества приотарных кавказских овчарок трудно переоценить. В большинстве случаев надежда чабанов при охране, только на них. Порой происходят настоящие сражения чабанов вооруженных ружьями и собак с волками. Независимо от количество собак при отаре, схема охраны всегда остается одинаковой, визуальное обнаружение “врага” обязанность молодых кобелей, далее идут самки если у них нет щенят, а старшие кобеля-волкодавы забираясь на самое высокое и удобное для обзора место ждут до последнего, точно «вычисляя» среди нескольких отвлекающих маневров со стороны волков, место реального нападения. Защита отар от волков в Азербайджане актуальна и сейчас. Ниже помещена статья от 13 марта 2006 из новостного портала Азербайджана www.day.az : Село Нариманкенд Биласуварского района подверглось нападению сотен голодных волков. В Биласуварском районе продолжаются нападения голодных волков на районные села. Об этом АПА сообщили жители села Нариманкенд Биласуварского района Азербайджана. Голодные волки нападают на фермы, где содержится мелкорогатый скот, тем самым нанося подсобным хозяйствам серьезный ущерб. В ночь на воскресенье волки проникли во двор жителя села Нариманкед Кямала Байрамова и загрызли 10 овец. По словам жителей, нападения волков на села и фермы, где содержится скот, стали уже привычными. По мнению сельчан, причина такого положения в том, что и в этом году сезон охоты закрыт и охотники не выходят на охоту: «Люди боятся выходить на посевные. Волки никого не боятся и бродят стаями. В любую минуту они могут напасть и на людей. И хотя об этом Исполнительная власть района была поставлена в известность, они отказываются принимать меры. А сельчане продолжают нести потери». Следует отметить, что несколько дней назад волки напали и уничтожили значительное количество овец, принадлежащих жителям села Нариманкенд Саррафу Мамедову, Фарруху Сарвиеву и Вели Гасымову. Еще один интерсный случай рассказал нам старый чабан Рза-киши, который произошел в Шемахинском районе Азербайджана в январе 2006 года. Во время сильной метели, из кошары в панике вырвался козел и побежал, увлекая за собой отару к глубокому оврагу. Прибежавшие к оврагу чабаны увидели следующую картину. Аборигенная кавказская овчарка по кличке Гарабаша стояла у края оврага, преграждая путь отаре, а у ее ног лежал задушенный козел. Чабаны неперестают удивлятся врожденным аналитическим способностям кавказской овчарки, способным оценивать сложившуюся ситуацию и просчитывать свои дальнейшие действия. В середине января 2006 года члены ассоциации любителей кавказской овчарки азербайджана предприняли научно-исследовательскую экспедицию в Гобустан. Гобустан - гористый участок на юго-востоке Большого Кавказского хребта, расположенный в 60 км от Баку, является территорией на которой обитал древний человек. «Гобу» по-азербайджански балка. Отсюда и название Гобустана - край балок и оврагов. Когда-то море доходило до подножья этих невысоких гор, но со временем оно отступило, оставив свои характерные отметины. В горах Гобустана Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шыхгая сосредоточены свидетельства прошлого азербайджанского народа эпохи каменного века и последующих периодов - наскальные изображения, стоянка человека, надгробные памятники и др. Обнаружено более 6 тыс. древних рисунков. Наиболее значительными из них являются наскальные изображения - петроглифы, высеченные первобытными людьми на стенах пещер, скалах и каменных глыбах. Эти первобытные памятники искусства отображают культуру, хозяйство, мировоззрение, обычаи и традиции древних азербайджанцев. Наскальные изображения Гобустана занимают значительное место среди аналогичных культурных монументов, обнаруженных в Карелии, Сибири, Средней Азии и в других частях мира. Они имеют много общих черт с наскальными петроглифами Скандинавии, Перинеев и Африки. У нас появилась идея изучить рисунки и попытаться найти упоминания о собаках, которые, как известно, были одними из первых прирученных древним человеком животных. Эти предположения оправдались полностью. Нам с помощью сотрудников архиологического музея удалось изучить и сфотографировать несколько наскальных рисунков, где изображены сцены охоты человека с собаками. На этом наскальном рисунке который дотируется эпохой «энолита»(3 тыс.лет до нашей эры «медно-каменный век») изображена сцена охоты на кабана. При внимательном осмотре рисунка видно что собака догоняющая кабана догообразная, с мощным , крупным костяком и длинными конечностями. По свидетельству научных работников заповедника до 1963 года рядом с собакой был нарисован человек. Под воздействием коррозии рисунок постепенно размылся. Исследования рисунка свидетельствуют, что еще 3 тыс. лет до нашей эры на территории Азербайджана аборигенные собаки помогали человеку охотиться. На другом наскальном рисунке изображена сцена охоты всадника с собаками на кабана. Этот рисунок датируем средними веками. У одной собаки на шее колючий ошейник.( Точно такой же формы колючий ошейник, для защиты горла своих собак от волков, используют чабаны в Азербайджане и в настоящее время.) Мы думаем, что этих собак использовали не только для охоты, но и для борьбы с волками при охране отар. Председатель Ассоциации Любителей Аборигенных Кавказских овчарок Азербайджана Ильгам Гасымзаде Журнал "ДРУГ" август 2006 №8 [/more]

Ответов - 102, стр: 1 2 3 4 5 6 All

rbhfrjcjd: volcodav пишет: Историческим же центром Кавказской овчарки или, как ее называют азербайджанцы, «гоюн ити» (овчарка собака), «чобан ити» (пастушья собака) или волкодав в ее чистом виде являются республики Закавказья: Азербайджан, Грузия и Дагестан. Полная чушь. Хотя бы потому, что Дагестан никогда не был республикой Закавказья. volcodav пишет: Столетиями существуют в Азербайджане народные традиции Азерайджан сам не существует еще сто лет, республика образовалась после 1917 года. Ну а дальше вообще читать не хочется, бред. Я сам родом из Азербайджана, город Гянджа. Неправда почти все, что написано в статье. Хотя бы вот: volcodav пишет: «Топуш» отличался уникальными физическами качествами и за свою жизнь уничтожил более 100 волков. Посчитайте, если даже он начал работать при отаре с двух лет и в среднем до семи, то это пять лет или 60 месяцев. Так выходит что почти по два волка в месяц, ну полная чушь или волкам всем в Азербайджане повырывали зубы. Вот так вот. Удачи!

volcodav: rbhfrjcjd пишет: ак выходит что почти по два волка в месяц, ну полная чушь или волкам всем в Азербайджане повырывали зубы. Вот так вот. Удачи! А Вы почитайте тему про монголов, там более крутые Волкодавы.)

Боздар: rbhfrjcjd Ала, Ара...Салам мялейкум! Барев ахпер! Сян ГянЖЖали сян? Ала, пахлава варунди? Полная чушь. Хотя бы потому, что Дагестан никогда не был республикой Закавказья. Можно сказать и да и нет.......имеются общие корни, культура, быт....ну ессстестеннно собаки VI век в истории народов Закавказья ознаменован рядом новых исторических факторов, связанных с событиями в двух соседних великих державах – в Персии и Византии, продолжавших соперничество за мировое господство, и с появлением нового государственного образования к северу от Кавказского хребта, в нижнем Поволжье и северном Дагестане, - Хазарского царства. Вот ещё! Ханство Дагестана и Xанство Закавказья С ослаблением власти Шамхалов в XIV — XVII веках и персидских шахов в XVII — XVIII вв. Дагестан и Восточное Закавказье разделились на несколько отдельных владений, управляемых особыми правителями — ханами. К началу XIX в. здесь образовалась следующая группировка владений: Северный Дагестан занимали — шамхальство, Баматула и X. Мехтулинское, средний — X. Казикумухское и Аварское, южный — Уцмийство, Табасарань и X. Дербентское и Кюринское. К югу от Дагестана находились в нынешних губерниях в Бакинской — X. Кубинское, Ширванское, Бакинское и Талышинское, в Елизаветпольской — X. Елисуйское, Шекинское, Ганжинское и Карабахское и, наконец, в Эриванской — X. Эриванское и Нахичеванское. Возникновение их было различно и совершалось или путем отделения поставленных шамхалами или шахами наместников и провозглашения себя не зависимыми от центральной власти (Уцмийство, Табасарань, Баматула и X. Аварское, Дербентское, Кубинское, Бакинское, Тамышинское, Ширванское, Карабахское, Ганжинское, Эриванское и Нахичеванское), или путем образования союза из нескольких селений и избрания ими себе в правители какого-либо способного управлять народом лица, потомки которого превращались позднее в наследственных владетелей (X. Мехтулинское, Казикумухское, Елисуйское и Шекинское). Исключительно, по своему происхождению, ханство Кюринское, которое было создано в 1810 г. русской властью. Развитие ханской власти и управление ею народом в большинстве X. было почти тожественно. В первое время после образования владения в большинстве X. престол в течение более или менее продолжительного времени остается избирательным, но затем становится наследственным и преимущественно по праву старшинства в роде. Права ханов в первый период, кроме случаев чрезвычайных, когда они выступают в роли военных предводителей, были весьма ограничены, почему для решения всех более важных вопросов, как-то: война, мир и проч. хан нуждался в согласии народа. Судебной власти в делах уголовных, без сходки старшин, хан не имел, а по гражданским выступал только, как посредник, решения которого не имели никакой силы и приобретали таковую только по желанию сторон. Особого содержания хан не получал, но все необходимое для продовольствия его и находившихся при нем лиц доставлялось жителями. Поземельные права были ограничены: хану в этот период предоставлялись только лучшие наделы земли в том селении, где он жил, а также некоторые горы для пастьбы его скота. С течением времени, благодаря частым войнам и поддержке соседних держав, особенно Персии и Турции, власть ханов усиливается, и ханы приобретают высшую власть в сфере суда, администрации и финансов, но пользуются ею умеренно, будучи ограничиваемы обычаями и правами жителей. Во внутреннем управлении X. замечается различие в X. Северного и Среднего Дагестана (Тарковское владение, Баматула, X. Мехтулинское, Казикумухское и Аварское), выработавших свое устройство самостоятельно, и во всех прочих X. Дагестана и Закавказья, где все сложилось под влиянием Персии. В северных X. все население делилось на сословия беков, духовенства, узденей, раятов и рабов, в южных X. узденей не существовало, но зато были два других сословия, именно: маафы и речбары. Бекское звание принадлежало высшему классу общества, приобреталось происхождением или пожалованием освобождая от податей и повинностей (но не от телесного наказания), фактически соединялось с управлением или владением населенными имениями. Духовное сословие пользовалось уважением и составлялось из наличного духовенства (мулы, казии, эфенди и пр.) и из сеидов и агамиров, признаваемых потомками Магомета от его дочери Фатьмы и Алия. Духовенство пользовалось добровольными приношениями жителей за исправление треб и за обучение детей грамоте и, кроме того, собирало с населения зекят (см.) и хумс, т. е. 1/10 со всех произведений земли и 1/40 с металлов, скота и пр. Сеиды, не платя никаких податей, жили доходами с земли или занимались торговлей. Уздени (см.) составляли свободное сословие людей, не платившее хану никаких податей и выставлявшее в случае войны милицию. Раяты были податным сословием X. По характеру отношений к ханам они могут быть разделены на 1) раят, живших на собственных землях и плативших хану налог в размере 1/10 части произведений земли, 2) раятов, живших на бекских землях в качестве наследственных арендаторов и плативших, кроме государственной десятины, еще собственнику земли 1/10 хлеба, 1/5 шелка, дрова, мякину и проч., 3) раят, живших на собственных землях, но в деревнях, пожалованных ханами бекам. Такое пожалование, не создавая и не изменяя ничьих земельных прав, сопровождалось передачей в пользу беков всех или части государственных налогов и устанавливало личные отношения поселян к беку, как к ханскому чиновнику, и 4) раят кочевых, которые, пользуясь ханскими пастбищами, платили налог с каждой головы скота. Кроме этих лично свободных сословий, существовал еще довольно обширный класс рабов, делившихся на домашнюю прислугу и земледельцев (см. Чагары). Рабы не имели никаких прав и рассматривались как имущественные объекты. В закавказских X. выделилось еще немногочисленное сословие маафов, составившееся из лиц, освобожденных, по разным случаям, от податей и повинностей, с зачислением их в разряд как бы служилых людей, которые по первому требованию хана должны были являться на своих конях и со своим оружием. Речбары (см.), лично свободные, не имели собственного хозяйства и жили рабочими у ханов, беков и др., обрабатывая их земли и пользуясь за свой труд 1/4 — 1/2 собранного урожая. Податей никаких не несли, но государственный налог платился за них владельцами земли, на коей они жили. Для ближайшего к народу полицейского и судебного управления, каждое ханство, исключая X. Дагестана, делилось на магалы (от 4 в Шекинском до 13 в Ширванском), которые совпадали с границами бывших вассальных владений или с бассейнами рек или оросительных канав. Во главе магала стоял магальный бек, мелик, наиб или мирболюк, назначаемый ханской грамотой, обыкновенно, из беков. Служба их продолжалась до тех пор, пока хан благоволил, но большею частью, была наследственной, хотя и с утверждения хана. Права и обязанности магальных беков в разных X. и даже магалах были различны, но обыкновенно сводились к 1) распределению повинностей, определенных ханом для всего магала; 2) надзору за правильным внесением их хану; 3) охране границ магала от хищников; 4) разбору споров, не подлежавших разбирательству суда; 5) приведению в исполнение судебных приговоров и 6) поимке и розыску разбойников. В бекских деревнях эти обязанности лежали на беке. Административная организация завершалась назначением ханами сельских старшин (юзбаши, кетхуды, мелики, кевхи), на обязанности коих лежал общий полицейский надзор за селением. Жалования никто из чиновников не получал, а вознаграждался за службу или частью собираемых в пользу хана доходов, или наделением незаселенными землями. Войска ханов составлялись из беков, с известным числом подвластных им людей, и из маафов. Что касается поземельных прав ханов, то в этот период им, кроме вышеуказанных земель, стали принадлежать еще земли пустопорожние и завоеванные у соседей. Судебная власть в X. в это время была организована различно. В Дагестане суд по делам семейного и наследственного права принадлежал духовным судьям и производился по шариату, все прочие дела решались картами по адату. В ханстве Кубинском все дела решались духовным судом по шариату, напротив, в Нахичеванском — все дела подлежали суду магального бека. Во всех прочих X. Закавказья судебная власть делилась, как и в Дагестане, между духовными судьями (казии) и магальными начальниками, причем важнейшие дела решал сам хан. С водворением русского владычества на Кавказе ханы подчиняются России. Русская власть, оставляя все управление в руках ханов и не вмешиваясь совершенно во внутренние дела X., ограничивается только надзором за отношениями ханов друг к другу и за внешним поведением их подданных. Этим поверхностным контролем и еще, разве, дарованием жалования, подарков, чинов и орденов, ограничивались все отношения России к X. Такой политикой невмешательства ханы воспользовались как нельзя лучше и в короткое время сделались неограниченными деспотами своих подданных, которые исполняли беспрекословно все их веления, боясь подвергнуться экзекуции со стороны русского войска за ослушание воли ханов. Полный произвол, бесчеловечные казни, увечья, телесные наказания, пытки, конфискация имущества, распутство и ничем не сдерживаемое сластолюбие сделались постоянными спутниками ханского управления. Пользуясь своей властью, ханы в этот период чрезвычайно умножили бекское сословие и, наделяя его в большом количестве землями, ловко провели обезземелие крестьян и, наконец, большее или меньшее закрепощение последних. Видя страшные злоупотребления и слыша отовсюду бесконечные жалобы, русское правительство начинает мало-помалу, с одной стороны, ограничивать ханское самовластие, а с другой, постепенно уничтожать ханства. Сначала падают X. Закавказья, а затем, в 60-х годах, и X. Дагестана. Вместе с этим в X. вводится русское управление, которое, устранив ханский произвол, доселе безуспешно борется с печальными результатами последнего в виде страшно запутанных сословно-поземельных отношений во всех бывших ханствах. Ср. Дубровин, "История войны и владычества русских на Кавказе" (т. I — VI); "К столетию присоединения Грузии к России. Утверждение русского владычества на Кавказе" (тт. 1 — XII, Тифл., 1901); Гидулянов, "Сословно-поземельный вопрос в Дагестане" ("Этнограф. Обозр." за 1901 г.); Е. Козубский, "Памятная книжка Дагестанской обл." (указана библиография вопроса по 1895 г.). И. Г.


Боздар: rbhfrjcjd Посчитайте, если даже он начал работать при отаре с двух лет и в среднем до семи, то это пять лет или 60 месяцев. Так выходит что почти по два волка в месяц, ну полная чушь или волкам всем в Азербайджане повырывали зубы. Вот так вот. Удачи! Остаётся только верить или не верить, а лучше спросите у хозяина частного п-ка Гурдбасаров - Председателя Общественного объединения «Собаки Кавказских пород» Ильхама Гасымзаде. А писать здесь так, негоже. Сперва пообщайтесь с человеком, ну а потом сделайте свой вывод Дюз демирам, ай гардаш? Яхши деил, джамаат бахыр ахы!

Ильхам: Мой племенной кобель Басар

Ильхам: 2 месячный щенок (сука) Гешенг линия Айбала заводчик Фуад Джафаров

Ильхам:

Ильхам: Я прошу не трогать Азербайджан и сколько она существует!!! Давайте обсуждать собак а не народы. !!!!!!!!!!!!!!!! Каждый написаный Дубровины еще не история...

tosh: Боздар пишет: а лучше спросите у хозяина частного п-ка Гурдбасаров - Председателя Общественного объединения «Собаки Кавказских пород» Ильхама Гасымзаде. Ильхам , здравствуйте! Вы тот самый Ильхам Гасымзаде ? Фото Басара и щенка Гешенг очень понравились. А на 3-й фото собака очень похожа просто на дворняжку, даже с учетом молодости собаки. Почему азербайджанским гурдбасарам не купируют хвост? Для какой цели Вы держите собак, чем они у Вас занимаются? Пишите все в подробностях, очень интересно!

buribasar: мне кажется на последнем фото как то на волка даже собака похожа...окрас,взгляд,постав ушей...а может фото такое.. только морда объемней...

tosh: buribasar пишет: только морда объемней... Не морда объемней, а череп шире и глаза круглые и прямопосажены...

buribasar: tosh Не морда объемней, а череп шире и глаза круглые и прямопосажены... ну я по дилетантски...а похож или нет?как считаете?

Lola: buribasar пишет: а похож или нет?как считаете? Мне кажется что то есть.Особенно окрас и сама шерсть что-ли,ну и голова немного.

Олегович: tosh пишет: А на 3-й фото собака очень похожа просто на дворняжку, даже с учетом молодости собаки. А по мне очень интересная собака, хорошо бы фото в стойке.

buribasar: Олегович в боксерской? шучу..

Олегович: buribasar пишет: в боксерской? Профиль морды) , взгляд хороший и окрас.

tosh: Олегович , пройдите, плиз, по ссылке: http://www.volcodav.borda.ru/?1-14-0-00000108-000-0-1-1248874608

buribasar: Боздар Ильхам скажите пожалуйста,можно ли отнести эту собаку к гудбассарам?я читал вашу тему о них на другом сайте или есть ли какие то существенные отличия у этой собаки и азербайджанских гудбассаров?или серый окрас все таки более приемлем для гудбассара?

Ильхам: Это собака которая похожа как сказали похож на дворняжку. Это сука Пируз ей 1 и 3 месяца. тут она пришла в себя после тяжкого труда на пастбищах.......

Ильхам: А это родная сестра Гараджа все они дочки моего Басара



полная версия страницы